Главная » Освещение » Светодиодные ленты » Подсветка велосипеда светодиодной лентой своими руками
Недавно мы встретили на улице велосипед с очень интересной подсветкой, скажем честно, этому мы были серьезно удивлены. Поэтому решили повторить опыт этих умельцев и рассказать вам, что такое подсветка велосипеда светодиодной лентой, и как ее правильно сделать.
Зачем это делать
В первую очередь, подсветка – это заметность и красота. Пролетающий мимо велосипед, колёса которого горят ярким, неземным цветом, всегда привлекает внимание. На байк-слёте не будет ни одного даже похожего велосипеда, а некоторые, пожалуй, по-доброму позавидуют владельцу достойно украшенного байка.
Кроме того, подсветка имеет несколько «побочных» выгод:
- яркий велосипед заметен не только другим велосипедистам, но и более опасным участникам дорожного движения, например, уставшим за длинный рабочий день автолюбителям;
- нестандартно украшенные велосипеды намного реже воруют, т.к. оперативный розыск «тюнингованной» собственности намного легче, да и внимание к оставленному байку намного больше;
- такие велосипеды дороже продают, потому что различные украшения и усовершенствования показывают, что к технике относились с вниманием и не отказывали ей в обслуживании.
Велосипеды Эрлангена
Пока шоссер в процессе, предлагаю взглянуть на велосипеды нашего велосипедного города.
Да, именно в таких количествах и перед каждым более-менее посещаемым зданием. При этом добросовестные немцы в 99% случаев умудряются не обломать друг другу корзинки, тормоза и прочие выступающие элементы велоанатомии.
Вот, к примеру, пожилая, но очень бодрая горожанка:
А на этом при мне к магазину подъехала веселая дамочка:
Уж не знаю, чей это желтый конь, но написано, что принцесса Кстати, видите бумажку? Значит, велосипед стоит уже довольно долго. Если Принцесса скоро не заберет своего коня, то его заберет администрация города и продаст на аукционе!
А это… что это? По-моему, это батон хD Вы когда-нибудь видели такую конструкцию? Оно даже не амортизированое хD
Типы подсветки
Несмотря на большой выбор элементов освещения, среди велосипедистов абсолютным лидерством обладают диоды и производные комбинации диодов – ленты и фонари. Дело в том, что иные варианты просто не подходят для особенностей катания:
- Галогеновые фонари потребляют слишком много энергии и требуют тяжёлых батарей.
- Неоновые колбы легко повреждаются.
- Ксенон слишком ярок и будет мешать спортсмену.
Выбор появляется, когда встаёт вопрос о расположении освещения. В первую очередь обычно украшаются колёса, так как в движении можно получить максимальный эффект от освещения минимальными затратами сил. Во вторую очередь, обычно для этого используют диодную ленту, украшается рама.
Другие способы и элементы выделения встречаются чрезвычайно редко. Ленты для рамы и наборы для подсветки колёс можно с лёгкостью заказать в интернете уже готовым комплектом, но это не имеет особого смысла, так как сделать подсветку своими руками быстрее и дешевле.
Как сделать велофару своими руками
Изготовить велофару самостоятельно несложно. Главное – найти подходящий корпус. Рассмотрим процесс изготовления велофары своими руками из перечницы с сетчатой подложкой.
- Диск, на котором будут закреплены светодиоды, будем изготавливать из алюминия. Толщина металла 3мм.
- На круге диаметром 50мм делают 4 отверстия:
- 3 – по бокам и один – в центре. Диаметр трех боковых отверстий составляет 3,5 мм, а диаметр центрального отверстия немного меньше – 3,4 мм. На нем делают резьбу.
- В боковые отверстия вставляются ножки коллиматора, а затем монтажным термоклеем крепятся светодиоды.
- По краю диска сверлят отверстие диаметром 3,3 мм, делают в нем резьбу. Данное отверстие необходимо для установки конденсаторов.
- Из перечницы сетку удаляют, откладывают защитное кольцо.
- Вырезают стеклянный диск из защитных очков.
- В крышку ставят уплотнительное кольцо, стеклянный диск и фиксируют защитным кольцом. Для лучшей фиксации можно использовать силиконовый клей.
- Срезают нижнюю часть перечницы, чтобы коллиматор и светодиоды плотно соприкасались с ней.
- С боковой части корпуса просверливают отверстие толщиной 4 мм для того, чтобы соединить светодиоды с кабелем.
Изготовление диодной подсветки
Наиболее доступный ресурс для изготовления подсветки – обычные диоды, которые продаются на вес в радиомагазинах. Для их размещения есть два способа:
- Диоды закрепляются независимо (чаще всего – на спицах).
- Изготавливается «светодиодная трубка» и прокладывается аналогично фабричным лентам.
Начнём с первого варианта – закрепления диодов по отдельности. Для изготовления понадобятся:
- диоды – 5-10 штук на колесо. Размера 5мм вполне хватит, цвет – по предпочтению;
- провода – общую длину вычисляем по формуле: Всего провода = диаметр колеса + окружность колеса * 1,5 (это запас на разрезание);
- паяльник и припой;
- изолента;
- выключатель (не обязательно, можно сделать самому из подручных материалов);
- батарейки;
- ацетон.
Светодиод с изоляцией и припаянными проводами
Выкраиваем для работы пару часов и стартуем.
- Снимаем колесо.
- Вычищаем места для размещения диодов с помощью ацетона. Они должны быть не только чистые, но и обезжиренные.
- Обклеиваем места крепления диодов изолентой, чтобы изолировать их от металла спиц и обода.
- Проверяем выходы диодов на «+» и «-», чтобы корректно их подключить, помечаем.
- Закрепляем диоды: проще всего это сделать, загнув контакты диода на спице, закрыв их впоследствии изолентой, но можно выбрать методы и посложнее (заливать эпоксидкой, покупать специальные кронштейны).
- Соединяем диоды проводом, припаиваем. Не забываем изолировать контакты с помощью изоленты. На самом деле, всё можно сделать вообще без паяльника, но надёжность будет на пару порядков ниже.
- Выводим провода ко втулке, где закрепляем с помощью изоленты или хомутков соединённые элементы питания. Здесь полная свобода, можно организовать кассету для аккумуляторов, а можно напрямую спаять несколько элементов питания (хорошие алкалиновые «варты» могут протянуть на слабой нагрузке целый сезон).
- При желании, закрепляем на входе одного из проводов выключатель.
- Проверяем работоспособность системы.
Изготовление диодной трубки
Кроме того, из диодов, провода и пластиковой прозрачной трубки (например, катетера), с помощью паяльника в домашних условиях можно сделать «диодную трубку»: соединяем диоды, помещаем в трубку, фиксируем. Получается универсальный осветительный элемент, который можно прокладывать аналогично фабричным лентам.
↑ Рисуем схему
Каждый стабилизатор будем монтировать в корпусе «своего» фонаря. Диодные мосты — любые одноамперные. Ёмкость электролитических конденсаторов фильтров — чем больше, тем стабильнее будет освещение при малой скорости, когда частота генератора малая. Рабочее напряжение конденсаторов — не менее 25 В
. Для питания схемы можно также применить
12-вольтовый
аккумулятор, обеспечивающий необходимый ток. Или сделать комбинированный вариант, и поставить переключатель «генератор — аккумулятор»:
В мокрую погоду, когда динамка проскальзывает, переключаем на аккумулятор, а в сухую погоду, или когда аккумулятор разряжен, пользуемся генератором. Полярность подключения аккумулятора в этом случае роли не играет, так как стоят диодные мосты. Но если планируется питать только от аккумулятора, то их можно убрать, и тогда нужно соблюдать полярность.
Использование ленты
Намного проще используется светодиодная лента (она же LED-лента). Обычно она продаётся в бобинах по 5 метров и состоит из секций, резистора и нескольких диодов. Собственно, на эти секции её можно разрезать, размещая в любой точке велосипеда.
Подсветка с помощью ленты
Целую ленту удобно использовать на раме, проводя длинные светящиеся полосы, а разрезанную на отдельные сегменты – крепить на обод и спицы колеса, создавая сложные «картины» при вращении.
Выбор фары для велосипеда
Главное при работе с лентой:
- аккуратно проверять полярность;
- разрезать только по сегментам;
- следить за общей длинной ленты.
Использование лент более затратно по сравнению с применением отдельных диодов. В зависимости от количества элементов и их мощности, ленты могут запросто истощить даже мощную батарею в считанные часы.
Адресные светодиоды — проект от А до Я
(Гифка не повтор, а уже новая прошивка с учетом Ваших советов!)
Итак, нам понадобятся:
1) Светодиодная лента — на адресных светодиодах WS2812B
2) Контроллер — лучше Arduino Nano
3) Блок питания — 9А DC-DC с 12В на 5В
4) Врезка на провод
Лента имеет маркировку WS2812B (144 шт. на метр, это самая яркая) при белом свечении, метр ленты потребляет где-то 40 Вт. У ленты только три контакта: плюс, минус и сигнал. Выбрал герметичный вариант ленты — светодиоды залиты силиконом.
Ленту невозможно согнуть поперек из-за этого и сложности, но разрезать её можно на каждом светодиоде. Первым делом мерим сколько нужно ленты и как её делить, чтобы повторить изогнутый контур багажника.
Перепробовал много вариантов перемычек: изолированные, оголенные, прямые отрезки. Лучшим вариантом оказались оголенные и изогнутые. Другие варианты отрывали пайку и повреждали дорожки, пока ёрзал ею по столу. Удобней паять сложив ленту пополам, ну и всё это дело залить горячими соплями клеевым пистолетом для прочности и, надеюсь, герметичности.
Из-за отсутствия на тот момент Arduino Nano пришлось взять Arduino Pro Mini (отличается более компактными размерами, но отсутствием mini USB разъема, о чем я потом сильно пожалел).
Так как контроллер воспринимает логические сигналы до 5В, а он будет подключён к проводке автомобиля в которой напряжение от 12В до 15В, то необходимо собрать «делитель напряжения»
который делит напряжение =) и на выходе даст не более 5 вольт.
Как оказалось позднее, сигнал «стоп» это ярко загорающиеся габариты, т.е. на линии габаритов 6В, а когда нажат «стоп» то 12В. Так как напряжение на этой линии есть всегда, то это канал подключаем к аналоговому входу Ардуино, что бы отличать уровни напряжения в следовательно габариты от «стопа».
Лучшие статьи : Односкоростной велосипед
Ардуино и лента питаются от хорошего блока питания на 5В. Все входы и выходы подключал через разъемы EPS (удобные да ещё и с замочком). Всё это безобразие спрятал в напечатанную на 3D принтере коробочку. Место соединения проводов и разъема залил горячим клеем для прочности, а на другом конце провода припаял разъем, который врезается в провод авто, не повреждая его.
А теперь самое интересное заморочное: так как дело было зимой, машину решили разбирать на подземной парковке в относительном тепле и свете.
После нескольких часов потраченных на поиски электросхем автомобиля, а потом и их неудачной расшифровки, было принято решение искать нужные провода методом тыка в багажнике, возле блока предохранителей.
Первый вариант был прозванивать провода прокалывая изоляцию тонкой иглой, но она оказались достаточно тверда и непреступна. Быстрей и удобней получилось снять фару и подключится через разъем. Нашли контакт — узнали цвет провода, нашли его у блока предохранителей, обжали вокруг провода разъем.
Осталось только протянуть провод от платы до начало ленты приклеенной к нижней части крышки багажника. Провод брал 3-х жильный 0,75 сечением, т.к. потери напряжения на тонком проводе будут ощутимы, да и ток не маленький — до 9А. Чтобы удобней было его протягивать через резиновые уплотнения багажника, мы смазали провод машинным маслом, которое достали щупом из двигателя)))
Перед наклейкой ленты поверхность крышки багажника обезжирили спиртом. Сперва приложил и закрепил ленту на изоленту =), а затем аккуратно снимая пленку с ленты, посегментно приклеивал её сильно прижимая. Ах да, еще аккуратно прогревал металл горелкой до состояния теплого чая т.к. было около нуля на улице.
Подключаем, показываем дорогим Пикабушникам, слушаем замечания — исправляем прошивку и ГОТОВО!
Другие методы
Кроме диодов, в реальности используются только неоновые трубки. Данный элемент даёт очень красивый, мягкий свет, но основных целей посредством его применения не достигается: видно его недалеко, да и цвета недостаточно яркие. Неон потребляет больше энергии, и сами колбы достаточно легко повреждаются.
Неоновая подсветка рамы
На текущий момент альтернатив для диодной подсветки нет, поэтому лучше, чем светодиодной лентой, сделать подсветку велосипеда не получится. Хотя многие умельцы самостоятельного монтажа могут с этим поспорить.
Например, всё большую популярность приобретает так называемая RGB подсветка, когда набором диодов управляет небольшой контроллер, который, в зависимости от команд, скорости и других параметров может создавать на колесе или раме уникальный динамически рисунок.
✔ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Кол-во LED
: 128
Шаблонов в памяти
: 18
Самостоятельное программирование новых картинок
: Да
Переключатель
: ручной кнопочный переключатель + интеллектуальная индукция
Лампы
: RGB 5050 LED lamp
Срок службы светодиодов
: 100000 часов
Батарея
: 18650 Перезаряжаемая батарея (в комплекте)
Время работы от батареи
: до 15 часов
Уровень водонепроницаемости
: IPX6
Длина продукта
: 530 x 90 x 50mm
Вес
: 432g
Гарантия
: 1 год
Package included:
1 x DIY Programmable Cartoon Style IPX6 Colorful 128-LED Bike Cycling Wheel Light,1 x 18650 Battery, 1 x Battery Charger, 1 x USB Cable, 1 x Bag of Cable Tie, 1 x User Manual