Золото в полиграфии на изделиях из бумаги и картона (8 разновидностей нанесения)

Факты, которые мы приводим в этой статье, применимы к разным металлизированным краскам.

При использовании «золота», как и при других отделочных работах, важно понимать, какой эффект вы желаете получить. Иначе продукция может быть испорчена, а результат станет поводом для расстройств из-за неоправданных надежд и потраченных денег.

Мы постараемся подробно рассказать об особенностях получения «золотого» оттиска на мелкотиражной листовой продукции

(термоперенос, эмбоссирование, флексография, тампопечать и т.д. рассматривать не будем).

Тиснение золотой фольгой

На фото разные оттенки фольги для тиснения:

Тиснение фольгой чаще всего используют для изготовления упаковки, и продукции представительского класса (открытки, конверты, папки и т.п.).

Плюсы работы с фольгой:

  • Яркий и насыщенный оттиск (блестит).
  • Широкий выбор оттенков «золота».
  • Универсальность выбора бумаги.

Основные три вида золотой фольги:

  • матовая,
  • глянцевая,
  • с голографическим эффектом.

Подобрать подходящую фольгу можно для создания качественного оттиска практически на любой бумаге, даже на бумаге с тиснением. Можно также сделать тиснение по уже готовым изделиям, например, по конвертам.
Нюансы:

  • Стоимость тиснения фольгой кому-то может показаться достаточно высокой.
  • Также тиснение фольгой требует изготовления клише и приладки, что увеличивает срок производства тиража.
  • При работе с фольгой невозможно сделать золотой градиент (т.е. переход от светлого золота к более насыщенному).
  • Есть определенные ограничения по возможному размеру самого оттиска.

Радиодетали, содержащие золото

Золотоносные месторождения разрабатывают, если содержание драгоценного элемента хотя бы 1 грамм на тонну породы. В одной микросхеме желтого металла от 1-го до 5-ти процентов. Золотом покрыты выводы детали, заключенные в керамический корпус.

Если он сделан из пластмассы, содержание ценного сырья меньше, — от 0,2 до 1-го процента. В транзисторах драгоценного элемента около 2-х процентов. Из золота сделана подложка, расположенная под проводником.

Но, все рекорды бьют конденсаторы. Их размеры примерно равны банке объемом три литра. В одной такой детали примерно 8 граммов желтого металла. К тому же, еще и 50 граммов серебра. Однако, дорогостоящей начинкой снабжены только конденсаторы, применявшиеся в военной технике – генераторах и станциях передачи радио-сигнала.

Немного золота можно извлечь и из радиоламп. Драгоценный элемент нанесен на сетку, расположенную близ катода. Последний, при работе лампы, нагревает сетку. Под действием тепла она начинает выделять электроны. Это нарушает работу товара.

Поэтому, и нужно покрытие радиодетали золотом. Напыление из него встречается и на ножках предметов освящения, но это касается только старых образцов, возрастом в десятки лет.

Несколько микрон драгоценного сырья наносили раньше и на разъемы, все виды полупроводников, таких как диоды, оптроны, тиристоры, стабилитроны. Реже всего золото можно встретить в резисторах. Однако, в некоторых из них наравне с серебром есть немного и желтого металла.

Таковы стандарты, по которым изготавливали радиодетали в СССР в 70-ых, 80-ых годах прошлого века. Золото есть и в современных радиодеталях. Однако, добывать сотые доли грамма из предмета, за который заплатили десятки, а то и сотни тысяч рублей, нецелесообразно. Пусть же в ход идут старые детали – другое дело.

Чаще всего радиодетали, содержащие золото, встречаются в вычислительных аппаратах старого образца, коммутационных приборах, радиотехнике. Электронно-вычислительные агрегаты серий СМ и СЕ должны интересовать соискателей в первую очередь. В одной такой машине от 0,2 до 10-ти килограммов золота. Тем же может похвастаться некоторая военная техника.

Новичкам будет полезен список не только общих названий радиодеталей, снабженных золотой «начинкой», но и конкретные обозначения моделей. И так:

Транзисторы КТ201, КТ203, КТ3102, КТ301, КТ306, КТ605. Все они снабжены ножками золотистой окраски.

КТ802, 808, 803, 809, 812, 908. Нужны образцы, выпущенные до 1986-го года. В более поздних моделях золото не употреблялось.

КТ907,904, 606. Внешне в них нет золотых элементов, отсутствует желтый цвет. Однако, ценное сырье на самом деле присутствует.

А вот у КТ602, 604, 611, 814, 815, 816, 9909 золотистые корпуса.

Реле РЭС9, 10, 15, 22, 34, РПС24, 32, 34, РКГ15.

Микросхемы К142ЕH, К50, К56PY2, АОТ101, К145, известная так же как «белый паук».

Микросхемы К133, 134, 178, 249, 564, 565, К140, 157, 217.

Диоды серии Д226 и подобные им.

Конденсаторы Км3, 4, 5, 6, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 52-1, 52-7, К53-1, 53-6, 53-7, 53-10, 53-15, 53-16.

Резисторы ПТП1, 2, ПЛП2, 6, ПП3-40, 3-41, 3-43, 3-44, 3-45, 3-47, КСП1, 4, КСУ1, КСД1, КПУ1, КПП1, СП5-1, 5-2, 5-3, 5-4, 5-14,5-15, 5-16, 5-17, СП3-19, 3-44.

Разъемы СНП59-64В, СНП59-96Р, ГРППМ7-90Ш, РППГ2-48.

Переключатели ТВ1, П23Г, Пг2-5, 2-6, 2-7, 2-10, П1Т3-1В, ПР2-10, ПКН8, ПТ33-26, ПП8-6, ППК2.

«Золотая» шелкография

Шелкографию золотыми красками чаще всего применяют для производства визиток, папок, конвертов, открыток, пакетов и т.п.

Плюсы использования золотой краски:

  • Отсутствие необходимости делать клише.
  • Возможность печатать по уже готовым плоским изделиям.
  • Возможность работы с достаточно тонкими линиями и крупными изображениями.

Нюансы:

  • Нет ярко выраженного металлического блеска (фольга блестит сильнее).
  • Ограничение при выборе материалов (на «шероховатых впитывающих» бумагах оттиск будет «проваливаться», т.е. будет смазываться и впитываться, получится неровным и неярким).
  • Невозможность создания градиента.

А разрешает ли Закон. Условия легальности деятельности при получении постоянного дохода

Чтобы добывать драгметалл дома, обязательно потребуется лицензия. В противном случае подобные операции с золотом будут вне закона. Такие операции регулируются статьей 191 УК РФ о “Незаконном обороте янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга”.

  1. Открытие ООО с юридическим адресом. Лицензию может получить юрлицо, имеющее юридический адрес. Следовательно, для легального извлечения драгметалла нужно открыть ООО.
  2. Получение лицензии для работы. Лицензию могут получить только юрлица с действующим юридическим адресом. Заявитель должен предоставить следующие документы в пробирную палату:
  3. Заявление;
  4. Копии документов на недвижимые помещения, используемые в деятельности;
  5. Подтверждение, что используемые помещения соответствуют требованиям пожарной безопасности.

Прямая печать золотой краской на цифровых машинах

На фото вы видите печать с одного и того же макета при помощи цифровой машины, но на разных бумагах. Сверху – невпитывающий сорт бумаги, снизу – впитывающий.

Печать золотой краской подходит для изготовления визиток, открыток, пригласительных, сертификатов и т.п.

Плюсы цифровой печати золотой краской:

  • Достаточно высокая скорость производства.
  • Возможность печати градиента.
  • При правильном подборе материла — возможность добиться эффекта тиснения.

Нюансы:

  • Печать осуществляется только по листовым материалам (бумаге или картону).
  • Невозможно печатать по готовым изделиям.
  • Зависимость итогового цвета оттиска от покрытия материала (оттиск может сильно поменять свой цвет (например: от ярко-золотого, до потускневшей бронзы или практически зеленого).
  • Необходимость учитывать требования для печати на цифровых машинах: ограничения по плотности материала (чаще всего до 350 гр/м2) и формату (SRA3, 450×320 мм) и т.п.

Еще один способ извлечения Au из микросхем

Этот метод извлечения потребует терпения, поскольку вся процедура займет не менее семи дней. На неделю нужно «замочить» детали в растворе соляной кислоты и перекиси водорода в пропорции 2:1. Детали, помещенные в раствор, периодически следует помешивать, используя палочку из стекла.

Если все правила будут соблюдены, то через неделю раствор изменит цвет, он станет мутным, а на дне емкости появятся хлопья золота небольшого размера. Тогда смесь перекиси водорода и кислоты фильтруют, в результате чего удается получить порошок.

Крупицы золота настолько хрупкие, что их можно легко превратить в песок легким движением пальцев.

Привычные свойства Au приобретет только после переплавки. Чтобы песок превратился в слиток, его необходимо переплавить в тигле. Изначально рекомендуют тигель обработать бурой, но некоторые любители химии предпочитают добавлять этот элемент во время плавления, а не перед началом процедуры.

Еще тигель обрабатывают баркасом, чтобы снизить температуру плавления драгметалла. Поскольку золото плавится при температуре 1063° C, обработка необходима, так как температура плавления выше, чем та, которую выдает горелка.

Использование золотой бумаги и печать по ней (чаще всего цифровая)

На фото вы видите печать в 1 цвет (черный) по металлизированной «золотой» бумаге:

Очевидный плюс такого выбора: бюджетность.

Нюансы:

краска хорошо ложится не на все золотистые бумаги.

Использование металлизированных бумаг — отдельная большая тема, которую мы подробно рассмотрим в другом материале.

Затраты на выделение золота из радиодеталей

Один литр реактивов стоит примерно 300 рублей. 1 грамм выделенного золота ценится примерно в 2500-3000 рублей. Чтобы получить около 3-х граммов желтого металла из транзисторов КТ605, к примеру, потребуется 100 деталей. В каждой из них содержится 27 микро граммов ценного сырья.

Скупить транзисторы можно по 15-20 рублей за штуку. Потратите около 2000 рублей, получите примерно 8000-9000 тысяч. Рассчитывать рентабельность предприятия обязательно. «Переработка» некоторых радиодеталей нерентабельна.

Фольгирование

Что такое фольгирование? В двух словах, это ламинация по ламинации.

Фольгирование используют для производства листовок, открыток, визиток, грамот и сертификатов. Оно идеально подходит для мелких тиражей наклеек (для больших тиражей используется флексопечать).

Плюсы фольгирования:

  • Короткие сроки производства.
  • Выраженный (но глянцевый) блеск.

Нюансы:

  • К фольгированию применимы все ограничения для цифровой печати: по формату, плотности и т.п.
  • Фольгирование ложится только на уже заламинированные листы, поэтому использовать текстурные дизайнерские бумаги нет смысла.
  • Возможно неидеальное сцепление с поверхностью и эффект мерцания, если в изделии используется темный фон.
  • Градиент невозможен.

Приготовление раствора для золочения

Раствор для золочения в домашних условиях должен приготавливаться с особой осторожностью. Это связано с тем, что при контакте веществ образуется химическая реакция, которая может привести к появлению вредных выделений. Для создания требуемого состава могут смешиваться следующие компоненты:

  1. Хлорное золото.
  2. Поваренная соль.
  3. Цианистый калий.
  4. Сода и дистиллированная вода.

Подобный состав больше всего подходит для обработки обычного металла. Покрытие золотом в домашних условиях серебряной поверхностью может проводится при создании следующего состава:

  1. Хлорное золото.
  2. Карбонат калия.
  3. Пищевая соль.
  4. Железистосинеродистый калий.

Все элементы смешиваются в воде до получения однородной консистенции. Работать следует исключительно в защитной экипировке, попадание вещества на открытые участки тела или в дыхательные пути не допускается.

Офсетная печать (стандартная) краской «бронза» Pantone

Как вы уже догадались из названия, офсетная краска имеет все же не золотой, а бронзовый оттенок, то есть это не совсем «золото», но близкое решение. Применимо для любой полиграфической продукции.

На фото вы видите пантонные веера, между ними фольга для тиснения. Второе фото сверху – печать бронзой, снизу – прямая печать на цифровой машине.

Плюсы офсетной печати бронзовым пантоном:

  • Возможность печати на больших форматах (до А1).
  • Возможность использования градиентов.
  • Возможность сочетать это способ печати с остальными видами печати (т.е. после офсетной печати вы можете добавить любой другой вид нанесения).

Нюансы:

  • «Стандартная» офсетная печать ложится на впитывающие материалы, яркий насыщенный оттиск «золота» (как при тиснении) не получится.
  • Нет смысла печатать на темных сортах (нет эффекта).
  • Невозможность печати по готовой продукции.

Перечень радиоаппаратуры и золотосодержащих элементов, установленных до 1985-1986 гг

Особого внимания заслуживает советская электроника, произведенная до 1985-1986 годов. Такие устройства содержат максимальное количество драгметалла, потому не стоит спешить расставаться со старой аппаратурой времен СССР.

Во многих устройствах, таких как телевизоры, магнитофоны, радиоприемники, содержится золотая “начинка”.

РБ-3 Радиодетали
Список золотосодержащих частей радиоаппаратуры будет следующим:

  • Транзисторы. Большое содержание драгметалла приходится на серии КТ101, КТ103, КТ117, КТ603, КТ613, основное его сосредоточение — под кристаллом или на ножках.
  • Разъемы. Они покрыты тончайшими слоями солнечного металла.
  • Радиолампы. Особенно отличаются модели ГМИ-11, 12П17Л, 6В1П. Радиолампы, дополнительно к золоту, могут содержать платину, серебро, тантал, палладий.
  • Полупроводники. Немного драгметалла содержится в диодах, светодиодах, стабилитронах.
  • Конденсаторы. Именно они содержат самый большой объем солнечного металла.
  • Наручные часы. Золотом иногда покрывали корпус изделия.
  • Компьютерные детали. Золотосодержащие детальки могут быть в составе процессоров, разъемов и пр.

Чем старше советское изделие, тем больше внутри может оказаться ценных материалов. Металл, применяемый в радиодеталях — 999 пробы. Толщина золотой наплавки на радиодетали крайне мала и измеряется микронами.

Офсетная печать фолиевыми красками

Данный вид печати применяется для производства любых полиграфических изделий.

Плюсы офсетной печати золотой фолиевой краской:

  • Возможность печатать на разных форматах (до А1).
  • Печать по невпитывающим материалам (в том числе по пластику).
  • Яркость и насыщенность оттисков.

Нюансы:

  • Использование узкоспециализированного оборудования (есть у небольшого количества типографий).
  • Высокая стоимость нанесения.
  • Невозможность печати по готовым изделиям.

Различные методики нанесения позолоты

Качество получаемой поверхности во многом зависит от особенностей применяемой технологии. Наибольшее распространение получили следующие:

  1. Гальванический метод покрытие позолотой.
  2. Применение специальных химических веществ.
  3. Механический способ нанесения требуемого вещества.

В каждом случае применяются определенные инструменты и химические реактивы.

При этом некоторые технологии подходят для покрытия цепочек в домашних условиях, другие обработки иных изделий по предназначению.

Химический способ

Химическое золочение серебра или другого сплава представляет собой процесс нанесения хлорида золота на обрабатываемую поверхность. Рекомендации по созданию требуемого реагента следующие:

  1. Металл нужно расковать на заранее подготовленную фольгу. Все элементы должны быть измельчены до небольших элементов.
  2. Небольшие кусочки погружаются в смесь подготовленного заранее химического реагента. Раствор создается при сочетании 30 грамм концентрата соляной и 10 грамм азотной кислоты. Стоит учитывать, что с подобными веществами в домашних условиях нужно работать аккуратно.
  3. На один грамм напыления приходится не менее 10 мл раствора. Именно поэтому следует заранее рассчитать требуемое количество жидкости.

Раствор для золочения

Для смешивания активных реагентов используется фарфоровая посуда. Процесс растворения может длиться в течение трех суток. После предварительной подготовки металла его выпаривают при температуре около 80 °C до появления жидкости. На момент выпаривания следует время от времени помешивать получаемую консистенцию стеклянной палочкой, за счет чего получится однородный состав.

Проводя золочение металла нужно качественно подготовить требуемый состав. Для этого потребуется:

  1. Вода, очищенная от примесей, при температуре 60 °C.
  2. Около 15 грамм сиропа хлорной соли золота.
  3. Более 65 грамм карбоната калия или хлорида натрия. Оба вещества должный пройти качественную очистку.

Покрывать поверхность серебряных или иных изделий следует только после его подготовки. Для этого проводится обезжиривание при применении 20% едким натрием, после чего изделие промывается в 25% растворе соды.

Химическое золочение

После подготовки поверхности изделие покрывается в ранее подготовленную смесь. Через некоторое время оно становится позолоченным. После извлечения и высыхания поверхности ее промывают и вытирают сухой тканью. Для придания более привлекательного вида позолота полируется шерстяной тканью.

Механические способы золочения

Золотое напыление характеризуется определенными качествами, которые делают изделие более привлекательным и устойчивым к воздействию окружающей среды. Механическое нанесение позолоты проводится крайне редко, так как добиться однородности поверхностного слоя достаточно сложно. К особенностям рассматриваемой технологии можно отнести нижеприведенные моменты:

  1. При подобном золочении применяется специальная паста. Ее можно приготовить в специализированном магазине или изготовить своими руками. Состав пасты может существенно отличаться, что стоит учитывать.
  2. Слой, получаемый при применении механического способа золочения в домашних условиях, имеет небольшую толщину. Именно поэтому получаемое покрытие не прослужит на протяжении длительного периода.
  3. В состав распространенных веществ входит желтая кровяная соль, порошок из мела и винный камень.
  4. Рекомендуется смешивать пасту с водой для получения однородной кашицы, которое втирается в поверхность при помощи шерстяной ткани.
  5. Перед золочением в домашних условиях поверхность должна быть обезжирена. Для этого также применяются специальные составы.
  6. Нанести пасту позолоты следует равномерным слоем, при втирании уделяется внимание тому, чтобы вещество не попадало на отрытые участки кожи.

Нанесение позолоты вручную

Механическая технология достаточно сложна в исполнении. Как правило, она применяется в том случае, если нужно покрыть в домашних условиях только часть изделия. Это связано с тем, что другие технологии покрытия предусматривают полное окунание изделия в специальный раствор.

Золочение методом гальваники

Толстый слой позолоты высокого качества можно получить при применении особой технологии. Она предусматривает погружение заготовки в специальный электролит. Гальваническим методом проводится обработка самых различных заготовок, так как он напоминает распространенные электрохимические процессы.

Стоит учитывать, что в зависимости от типа применяемого раствора поверхность может приобретать самые различные оттенки. Электролит для золочения своими руками в домашних условиях можно изготовить следующим образом:

  1. На 700 мл очищенной воды добавляется 60 грамм фосфорнокислого натрия.
  2. При использовании 2,5 грамма хлорного золота для их растворения используется 150 мл воды.
  3. В 150 мл дистиллированной воды растворяют 10 грамм сернистокислого натрия, а также один грамм цианистого калия.

С подобными реагентами следует работать аккуратно. Гальваника золотом в домашних условиях проводится при нагреве раствора до температуры около 60 °C, для активации химического процесса для истощения электролита устанавливается анод.

На обработку заготовок в подобном растворе уходит около 15 часов. Существенно повысить эффективность процесса помогает ток малой силы. За счет этого на поверхности образуется матовая пленка из золота.

Правила использования позолоченных изделий

Долговечность предметов с золотым напылением зависит от их правильной эксплуатации и условий хранения.

Рекомендации по использованию, придерживаясь которых можно наслаждаться красотой позолоченных изделий долгие годы:

  • собрались принять ванну, душ? Обязательно снимите серьги и другие украшения с позолотой. Важно не допускать их контакта с мыльным раствором;
  • хранить предметы в закрытых коробочках, шкатулках, не допуская воздействия солнечных лучей и влаги. Чтобы украшения не царапались, нужно укладывать каждый предмет в мягкий тканевый мешочек или помещать в отдельные ларчики;
  • позолотить изделие толстым слоем металла недостаточно, важно правильно его чистить;
  • не хранить позолоченные украшения на кухне, в ванной комнате и других помещениях в условиях высокой влажности.

Чистка

Чтобы почистить позолоченное изделие в домашних условиях и не повредить покрытие, понадобится:

  • замшевая тряпочка;
  • уксус;
  • этиловый спирт.

Замша пригодится для полировки серебра. Ее используют непосредственно после чистки, чтобы придать вещи блеск. Если украшение, которое удалось качественно позолотить, надевается ежедневно, каждый вечер перед помещением в шкатулку нужно протирать его тканью.

Небольшие пятна удаляются с помощью этилового спирта. Серебро обрабатывается ватным диском, смоченным в веществе. От существенных загрязнений поможет водный раствор уксуса, достаточно поместить в него серебряную вещицу на четверть часа.

Ни в коем случае не советую опускать серебро в мыльный или содовый раствор: в таких условиях декоративное покрытие будет безвозвратно испорчено.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]