Я много лет занимаюсь созданием оригинальных вещей для тематических интерьеров. Не так давно одному заказчику для установки в кафе понадобилась люстра из колеса от телеги. Создать такой элемент декора своим руками было для меня интересно. Какие нужно заготовить материалы и инструменты, расскажу подробнее в статье.
Источник длань.рф
ДЕРЕВЯННОЕ КОЛЕСО СВОИМИ РУКАМИ
Начнём с изготовления ступицы. Это самый сложный элемент изделия. В домашних условиях его сможет сделать только очень опытный мастер. Мы пошли простым путём: взяли деревянный брусок размером 10 на 10 см, длиной 60 см и отправились к токарю. Хорошо, что остались ещё люди, обладающие такой профессией. Из этого бруска нам выточили 6 круглых болванок, похожих на хоккейные шайбы, диаметром 9,5 см, шириной 8 см. Внутри просверлили отверстие диаметром 5 см – ступица готова. Конечно, это именно декоративная ступица – чтобы надеть её на ось, нужно было бы вытачивать специальные выступы. Но такой цели не стояло, деревянное колесо нужно для украшения участка.
На следующем этапе мы сделали чертёж деревянного колеса в натуральную величину. На миллиметровую бумагу перенесли размер ступицы, определили диаметр изделия – 60 см, количество спиц выбрали 8. Нарисовали всё на бумаге и замерили размеры получившихся деталей.
Приступим к изготовлению спиц. На чертеже они получились равными 19 см. Возьмём деревянный брусок размером 5 на 5 см и отрежем от него 8 частей длиной 23 см. По два см с каждой стороны мы оставим на шканты, с помощью которых соединим спицу со ступицей и косяком колеса. Обработаем бруски рубанком, придав им товарный вид.
Теперь сделаем на спицах шканты. С каждой стороны бруска отметим по 2 см и ножовкой сделаем пропилы по 1,5 см. Острым ножом срежем лишнюю древесину и оформим выступы цилиндрической формы диаметром 2 см.
Чтобы придать деревянному колесу хоть какой-нибудь дизайн, обработаем спицы фрезерным станком. Закрепим брусок на табуретке с помощью струбцины и срежем кромки с четырёх сторон.
Следующий шаг – изготовление так называемых косяков деревянного колеса. Согласно чертежу, их у нас будет 8 штук. Возьмем белый лист бумаги и перенесём на него рисунок одного косяка. Это будет шаблон.
Подберём доску толщиной 5 см. Ширины доски должна быть не меньше длины косяка. Приложим лист с рисунком к доске и обведём чертёж карандашом, прикладывая небольшое усилие. Можно воспользоваться копировальной бумагой, но в нашем случае мы обошлись без неё. Убрав листок, обведём контур косяка, отпечатавшийся на доске. Электролобзиком аккуратно выпилим 8 штук и обработаем их шлифовальной машиной.
Косяки имеют сложную геометрическую форму, качество их изготовления напрямую влияет на внешний вид деревянного колеса. В идеале все 8 штук должны быть идентичными.
Теперь нужно подготовить косяки к соединению со спицами. Для этого в нижней плоскости изделия в центре пересечения двух диагоналей просверлим отверстие диаметром 2 см и глубиной тоже 2 см.
С помощью транспортира разметим ступицу на 8 равных частей и тоже просверлим 8 отверстий диаметром 2 см.
Дальше проводим примерку деревянного колеса. Вставим спицу в косяк, потом в ступицу и соединим все части между собой. Меняя элементы местами, нужно добиться, чтобы изделие выглядело ровным и все детали подходили друг к другу. На этом этапе проводим окончательную доводку элементов: подтачиваем, подпиливаем, рассверливаем.
Убедившись, что все детали подходят друг к другу, пронумеровываем их, чтобы не перепутать, и начинаем сборку. Соединяем элементы при помощи мебельного клея.
Косяки, чтобы колесо было прочным, закрепляем между собой при помощи мебельных шкантов. Для этого просверливаем в боковых гранях отверстия, вставляем в них шкант и соединяем детали между собой.
Не спеша, собираем деревянное колесо. К сожалению, отсутствие опыта сказалось на сборке – косяки не замкнули окружность, не хватило 2 см. Всё-таки при их выпиливании нужно быть более точным. Пришлось вырезать деревянный клин по размеру, намазать его мебельным клеем и закрепить струбциной на сутки.
Дальше шлифовальной машиной уберём все выпуклости, сделаем колесо от телеги ровным и гладким. Щели можно замазать герметиком по дереву.
Деревянное колесо готово к покраске. Мы своё изделие обработали сначала чёрной морилкой, состарив его, а в завершении покрыли двумя слоями бесцветного лака.
Чтобы колесо со временем не рассохлось, скрепим его жестяной лентой, прикрутив её на саморезы.
Деревянное колесо от телеги готово. Поставим его к декоративному забору. Учитывая совершённые ошибки, со временем можно сделать своими руками ещё несколько штук – место применения для них всегда найдётся. Если статья понравилась, поделитесь ей в соцсетях.
Вспомогательные приспособления
Кроме использования шестигранной трубы для насадок, она великолепно подходит для создания вспомогательных аксессуаров (удлинители, вариатор, воздушного фильтра для мотоблока и пр.).
Для первого приспособления шестиугольная основа может применяться без использования дополнительных способов скрепления.
Ведь отверстия, например, в ступицах колес и прочих элементов можно сделать шестиугольными.
Если планируется использовать роторы в качестве отдельной насадки, то в месте вариатора в двигателе устанавливается удлинитель, а от него ведут цепь или ремень до нужного вращающегося элемента.
Домкрат для мотоблока своими руками делается из обычных или шестигранных труб разных габаритов, чтобы одна могла входить в другую. Связь между ними, а заодно и функция поднятия груза осуществляется с помощью реечного механизма — рейки с зубцами.
В качестве дополнения можно использовать и разблокираторы для мотоблока. Их удобно применять для защиты случайного движения механизма. Смастерить подобное устройство можно самостоятельно, а кроме этого, разблокираторы для мотоблока приобретаются и в магазине. Применение такого способа остановки мотоблока намного проще, чем вариант с дифференциалами.
Как сделать колесо своими руками? Деревянное колесо
Современные люди, владеющие загородными домами или дачными участками, стремятся создать уютную атмосферу, царящую на прилегающей к дому территории. Личное пространство используют по-разному: для обустройства сада, цветочника, грядок, беседки. В любом случае облагораживание территории предполагает использование различных декоративных элементов. Такие предметы необязательно нужно покупать в специализированном магазине. Можно сделать деревянное колесо и выигрышно обыграть, используя для создания композиции.
Такой элемент украшения можно выполнить не только из дерева, а запросто заменить материал пластиком или железом. Получится интересно и экстравагантно. Читайте, как сделать колесо для телеги поэтапно.
Разновидности садовых тележек
Телеги для сада различаются между собой по форме, размеру и предназначению. Перед тем как приобрести декор, рекомендуется ознакомиться с его видами. К ним относятся:
Малые архитектурные формы. Они имеют небольшую длину и высоту. Чаще всего они размещаются на небольших газонах и клумбах. Внутри располагают вьющие породы декоративной растительности.
Трехколесные конструкции. Они имеют средний размер, при котором длина достигает не более 2 м. Высота сооружения составляет от 0,5 до 150 см.
Большие модели. Разновидность изделий имеет четыре колеса и вместительный кузов. Подобный вариант применяют для создания больших цветочных клумб. Длина изделия достигает более 3 м, а высота до 1 м.
Опытные ландшафтные дизайнеры рекомендуют приобретать изделия малого или среднего размера. Они занимают минимум свободного места и отлично вписываются в заданное направление.
Инструмент и материал для изготовления колеса.
Инструмент: — Шуруповерт или фигурная отвертка — Строительная рулетка (метр) — Циркулярная пила, или электролобзик, или ножовка по дереву — Строительный уголок 90 градусов — Карандаш или шариковая ручка — Транспортир, обычный школьный
Материал: — Деревянный брус — Фанера пол листа — Белые саморезы по дереву
Как вы наверное поняли в инструменте вы можете использовать, в идеале циркулярную пилу, если нет, то электролобзик, ну а если и его нет, то можете воспользоваться и ножовкой по дереву, будет долго, но возможно.
Чертеж деревянного колеса
Надеюсь по чертежу у вас не возникнет вопросов, по периметру все бруски ровняются 37 см., а внутренние спицы колеса ровняются 39 см. По ходу сборки может быть придётся спицы немного укоротить, но не факт.
Этапы изготовления колеса своими руками
Первый этап Итак, первым этапом будет приобретение необходимого бруса, есть два варианта, либо вы покупаете уже готовый брус необходимого размера, либо обрабатываете брус на циркулярке. В нашем случае приобретен уже готовый брус размером 3 метра длинна, 9 см. ширина и 4.5 см. толщина, этого бруса при правильной раскройке хватит, аж на два колеса. Второй этап Вторым этапом будет изготовление заготовок на корпус колеса и спицы, начнем с корпуса, всего нужно 8 заготовок, их надо подогнать под размер — 37 см. длинна, 4 см. ширина и 2 см
толщина, особое внимание уделите торцовке (отпиливание) длинны, они должны быть идеальны, иначе будущая конструкция просто не сойдется вместе.
Изготавливаем спицы
Теперь надо изготовить спицы, их как вы уже поняли тоже должно быть 8 штук, только размер немного отличается — 39 см. длинна, 2 см. ширина и 2 см. толщина. В спицах можно сделать одну хитрость, так как они у нас будут смыкаться и соединяться в одно целое, а потом центроваться, то можно четыре спицы отрезать по 39 см., а остальные четыре по 37 см. так будет легче соединять.
Сейчас нам надо отрезать торцы корпуса для дальнейшей стыковки, на этом этапе будьте внимательны. Возьмите одну заготовку и с одного торца поставьте отметку ровно на 1.7 см. (17 мм.)
Ту же процедуру проделайте с другой стороны заготовки и проведите линию от поставленной отметки к углу, должно получиться как на фото. По отмеченной линии аккуратно отрежьте углы, только не торопитесь, от этих спилов зависит, то на сколько ровно будут прилегать друг к другу заготовки. Изготавливаем крепежные детали Все обработанные детали пока откладываем в сторонку и приступаем к изготовлению крепежных деталей, материал в нашем случае будет фанерный лист, но вы можете использовать и остатки от деревянного бруса. Всего нужно сделать 8 деталей для крепежа корпуса, 8 деталей для спиц колеса и одну деталь центровку (крепеж для спиц в центре). Размер детали крепежа корпуса — внешние стороны по 7 см., а внутренние стороны по 5 см., а угол спила ровно 45 градусов. Размер детали крепежа спиц 8 см. длинна, 2.5 см. ширина, смотрите на фото, что у вас должно получиться. Центровку для спиц мы будем делать обрисовав банку шпатлевки по кругу. Отрезаем электролобзиком по кругу, получается вот такая прелесть. Собираем корпус и спицы Сейчас нам надо вернутся к деталям корпуса, подготовьте ровную поверхность и приложите все детали друг к другу, угол к углу, если вы сделали все правильно, то у вас должна получится вот такая окантовка колеса. Если все сошлось, то берем крепежные заготовки для корпуса и прикручиваем их белыми саморезами. Прикручиваем по всему периметру поочередно, лучше по часовой стрелке, чтобы не запутаться. Делим каждую деталь корпуса пополам и прикладываем к середине спицы, должно получится так. Крепим спицы крепежными заготовками.
Ну и последним штрихом будет закрутить центровку к спицам, тем самым закрепив всю конструкцию в целом. Надеемся, что вам не сложно было смастерить деревянное колесо своими руками по данной инструкции. Обработать готовую поверхность можно лаком, краской, морилкой, воском или любым другим по вашему желанию способом.Фотография готового изделия А теперь можно и полюбоваться итоговым фото захватив вид сверху.
Шедевральный картинг из фанеры и шуруповерта
Если вы хотите побаловать своего ребенка, лучшей игрушкой для него будет средство передвижения, особенно это касается случая, если у вас мальчик, впрочем, девочки тоже этим неслабо заинтересованы. Оптимальный вариант в этом случае – сделать картинг с электроприводом. В этой инструкции я вам расскажу, как сделать проще всего такую штукенцию.
В качестве основы мы будем использовать фанеру – это доступный многим материал и с ним легко работать. А приводить в движение машину мы будем шуруповертом . Что касается колес, то для этих целей вполне подойдут колеса для садовых тележек и так далее. Итак, приступаем к изготовлению.
Материалы и инструменты, которые использовал автор:
Список материалов:
– фанера; – 4 колеса; – подшипники; – оргстекло; – две звездочки от велосипеда и цепь; – каретка от велосипедного колеса; – шуруповерт ; – тросик от велосипеда; – винты с гайками и шайбами; – саморезы; – краска; – металлические трубки (для рулевых тяг); – болтики, винтики, крепежные уголки и другие мелочи.
Список инструментов:
– электролобзик ; – дрель; – шуруповерт; – гаечные ключи и отвертки; – чертежные принадлежности; – ножовка по дереву; – канцелярский нож и другое.
Шаг первый. Изготавливаем основу и все необходимые детали
Основа изготавливается из фанеры. Сперва автор сделал макет из картона, чтобы убедиться в том, как все будет работать. Потом переносим чертеж на фанеру и вырезаем с помощью электролобзика.
Далее на рулевой вал устанавливаем кронштейн, к которому подсоединяем рулевые тяги. Он тоже делается из фанеры. Рулевое колесо тоже вырезаем из фанеры. Что в итоге должно получиться, смотрите на фото.
Шаг третий. Подготовим колеса
В колеса нужно установить подшипники, так как пластиковые втулки долго не прослужат. Автор решил достать подшипники из колесиков скейтборда. Чтобы сделать посадочные места, автор вбил в палку гвоздь, обрезал до нужной длины и расточил посадочное место. Для аккуратной установки подшипника на свое место используем болт с гайкой и шайбами. Подшипники нужно установить во все 4 колеса, не забудьте их смазать.
Шаг шестой. Установка ведущей звездочки
Ведущая звездочка крепится к оси от колеса велосипеда. Для крепления вам понадобится изготовить специальный переходник, его можно сделать из текстолита, пластика или другого подобного материала.
Раскалите крепежную гайку горелкой, а потом вдавите ее в листовой пластик, в итоге она проплавит себе посадочное место. Вокруг центра чертим круг и вырезаем. Далее зажимаем деталь в патрон дрели и с помощью напильников или бормашины формируем круг.
В завершении сверлим отверстия в изготовленной детали и прикручиваем звездочку винтами с гайками.
Для управления картом сделайте из фанеры педаль. Чтобы ее подключить к «шурику», вам понадобится велосипедный тросик. Его крепим к курку шуруповерта петлей, которая будет затягиваться при нажатии на педаль.
Теперь осталось дело творчества, берем кисть и красим картинг в любые цвета на ваш вкус. Когда краска высохнет, можно будет преподнести этот крутой сюрприз ребенку.
Изготовление косяков
Чтобы соорудить круг колеса, необходимо выпилить восемь дугообразных заготовок – косяки. Для этого по чертежу делается макет из бумаги, а затем он переносится на заготовку. По отметкам выпиливаются детали, которые должны быть равными по форме и размеру. В нижней их части (внутренней поверхности будущего колеса) в центре высверливаются гнезда для спиц. Диаметр и глубина отверстий по 20 мм. Гнезда должны находиться в точке пересечения диагоналей.
На ступице проделывают аналогичные гнезда по отметкам с использованием транспортира. Их число должно совпадать, а размер также равен 20 мм.
Пошаговое изготовление тележки
Чтобы сделать садовую тележку в домашних условиях, необходимо приготовить следующие детали и инструменты:
- Основной материал – пластик, древесина, листовое железо.
- Крепежные механизмы.
- Колесные пары.
- Оси крепления колес.
- Вспомогательная фурнитура: ручка, направляющие конструкции, упор.
Также следует запастись готовыми чертежами, но схема устройства будет зависеть от выбранной модели. Весь процесс строительных работ можно условно разделить на несколько этапов:
- Выбор размеров и создание чертежа.
- Обустройство каркасной установки.
- Монтаж ходовой части.
- Крепление ручки.
- Обустройство основного корпуса.
Каждый этап выполняется последовательно, и с ориентировкой на схему-инструкцию. В качестве мастер-класса стоит рассмотреть инструкцию по созданию деревянной тележки для садовых работ.
Размеры и чертеж для тележки
От размера и формы тележки зависит её устойчивость в дальнейшей эксплуатации. Стандартными размерами обладает тачка со следующими параметрами:
- Поперечник не должен превышать 60 см.
- Максимальная протяженность каркасной установки 100-110 см.
- Высота корпуса в дапазоне 55-60 см.
Обустройство каркасной установки
Предварительно деревянные заготовки подвергают специальной обработке: пропитывают антипиретиком, антисептиком и противогрибковыми растворами. Этот шаг позволит значительно продлить срок эксплуатации конструкции, повысить устойчивость к влаге, защитить от вредителей. Также поверхности можно дополнительно отшлифовать при помощи наждачной бумаги. Для крепления каркаса соединяют бруски на стыках, используя шурупы и металлические уголки для дополнительного усиления монтажа.
Если же предусмотрено изготовление каркаса из металлических труб, следует использовать болгарку для резки деталей и сварку для соединения остова. Перед дальнейшей сборкой лучше всего покрыть изделие водоэмульсионной краской, чтобы предотвратить возможную коррозию.
Монтаж ходовой части
На нижней поверхности будущей тележки монтируют рейки для подшипников. Рейка для одного колеса располагается вдоль вертикальной оси, центрируя тяжесть.
Для 2 или 4 колес используются параллельные деревянные полосы, на которых крепят фурнитуру. Также можно использовать готовую ось от старой тележки. На этом же этапе крепят колеса и проводят пробную прокатку тачки для выявления неисправностей.
Монтаж ручки
По советам специалистов ручку следует изготовить из прочного железного прута. Специалисты советуют использовать велосипедный руль или крепление от старого самоката. В технологии крепежного механизма выбор остается за мастером: сделать ручку неподвижной или складной на шарнирах.
Обустройство основного корпуса
Корпус выполняют из прочного материала, обладающего достаточной устойчивостью к влаге и механическим повреждениям. Таким материалом чаще всего выступает металлический лист. Для работы понадобится приготовить листовое железо, сварку и болгарку.
По предварительно сделанным расчетам вырезают заготовки из металла, обваривают или стачивают острые края. Крепление корпуса выполняют, используя шурупы и металлические заклепки. Желательно, чтобы корпус был максимально герметичным, особенно, если предполагается перевозить сыпучие грузы.
Рейтинг лучших моделей по мнению редакции
Теперь несколько слов о моделях, произведших на редакцию особо сильное впечатление.
1. Светильник с кованым ободом.
Стилизованные подсвечники на кованом ободе
Количество плафонов | 8 | Мощность ламп (Вт) | 60÷100 |
Подвеска | Металлические цепи | Суммарная мощность (Вт) | 480÷800 |
Высота (см) | 60 | Обод | Металл |
Диаметр (см) | 50 | Колесо | Дерево |
Производит впечатление своей торжественной простотой, массивными цепями и ободом, на котором разместились 8 подсвечников. Для их изготовления использовалась ковка. Такие конструкции производит компания ДЛАНЬ, а также может сделать эксклюзивный светильник по вашим эскизам на их официальном сайте .
2. Светильник с матовыми фитильными лампами N&B Light Таверна 9407/1.
Матовые фитильные лампы на деревянном ободе
Как сделать деревянное колесо для телеги своими руками?
Изготовление колеса начинается с расчетов и чертежа, который впоследствии можно разрезать на лекала, как это можно увидеть на иллюстрации.
Необходимо сделать четыре одинаковых лекала полукругов и перевести их на доску толщиной не менее 50 мм.
Далее электролобзиком вырезаем четыре одинаковых запчасти колеса.
Если в этом есть необходимость, то эти детали сразу можно обработать на фуганке. Таким образом, впоследствии будет проще шлифовать изделие.
Следующий этап – это скрепление четырех полукругов в колесо. Для этого можно использовать металлические маяки и саморезы. При помощи ножниц по металлу необходимо вырезать несколько прямоугольников по 10 см и скрепить ими полукруги. Это будет временное крепление.
Далее можно выбрать гнезда для спиц. Чтобы выбрать гнезда на одинаковом расстоянии друг от друга, можно также использовать наш чертеж. Приложив колесо, мы отмечаем это расстояние. Выбирать гнезда можно перьевым сверлом соответствующего диаметра, после чего подровнять стамеской и киянкой. Всего должно получиться восемь гнезд на одинаковом расстоянии.
Затем можно приступить к изготовлению внутренних кругов. Они должны иметь одинаковый диаметр, но разную толщину 30 и 50 мм. Диаметр вы можете выбрать сами. Для этого циркулем чертится круг на доске, после чего лобзиком вырезаете детали.
Для спиц колеса можно применить рейки толщиной 10 мм и шириной до 40 мм. Исходя из того какими будут размеры реек, необходимо выбирать гнезда во внутренней части колеса.
Постепенно откручивая каждый из четырех полукругов (крепление из металлических маяков), в гнезда крепятся деревянные рейки. Их сразу можно посадить на клей. Длина реек будет зависеть от размеров колеса. Вторая сторона реек крепится саморезами к вырезанному кругу толщиной 30 мм.
Когда все восемь спиц зафиксированы, крепится второй круг толщиной 50 мм. В середине колеса во внутреннем круге проделывается сквозное отверстие — якобы для оси. Это придаст натуральности. Отверстие можно сделать при помощи дрели и перьевого сверла на 20 – 25 мм.
Важно учитывать, что при откручивании металлических маяков во время крепления спиц полукруги также склеиваются клеем ПВА. После того как промазали клеем нужно снова временно зафиксировать полукруги маяком и саморезами пока клей не высохнет
Также можно использовать срубцины для лучшего скрепления деталей.
Следующий этап — это шлифовка изделия. Перед тем как приступить к этому этапу, необходимо при помощи мелких опилок и клея, или шпаклевки по дереву заделать мелкие щели между креплениями. Далее можно шлифовать. Стоит отметить, что не все части колеса можно прошлифовать шлифмашиной. Некоторые элементы придется затирать вручную наждачной бумагой. Однако наша цель устранить все явные неровности. Нет необходимости досконально вышлифовывать колесо. Это садовое украшение, которое будет находиться на улице. Некоторые части колеса можно обработать фрезой. Например, углы внутреннего круга 50 мм можно пройти фигурной насадкой фрезы.
Далее колесо обрабатывается морилкой. Будет лучше использовать морилку, которая имеет специальные свойства против вредителей, чтобы ваше колесо не начали кушать некоторые насекомые. Хотя в некоторых случаях это тоже может внести эстетический эффект и натуральность. Затем изделие покрывается лаком, желательно в несколько слоев, для более тщательной защиты от влаги. Наиболее подходящий для этого лак – корабельный.
Сразу можно сказать, что изготовление этого украшения требует определенных навыков и наличия соответствующего инструмента. Однако если имеется и то и другое, вы можете не только сэкономить немалую сумму денег, но и похвастаться перед друзьями тем, что вы самостоятельно выполнили эту работу.
Можете не сомневаться, что этот элемент прекрасно украсит территорию вашего дачного участка. Он сможет внести изюминку в ландшафтный дизайн, особенно если он выполнен в стиле кантри. Каждый ваш гость захочет сфотографироваться на его фоне. Деревянное колесо от телеги будет прекрасно сочетаться на фоне декоративного камня, горшков с цветами или плетеного забора.
Декор телеги для сада
Декоративная тележка с тыквами и цветами
Украшение самодельной декоративной телеги – это творческий процесс, который зависит от вашей фантазии и идей:
- Цветник из кузова. Его наполовину засыпьте землей и высадите красивые растения.
- Дровницы для дачного барбекю. Массивные повозки установите возле стационарного мангала.
- Внутри кузова тележки среднего размера расположите мелкие скульптуры, кашпо, горшки и металлические бидоны с цветами. Корпус снаружи украсьте связками сена и бутафорией.
- Тележку засыпают грунтом так, будто бы она опрокинута и из нее высыпается земля. Затем импровизированную клумбу засаживают цветами – получается цветочный «водопад».
Делаем своими руками
Для изготовления декоративной телеги необходим качественный чертеж и функциональные инструменты. Все детали будущей деревянной телеги должны иметь правильное размерное соотношение.
Сборка колес
Эффективная сборка колес декоративной телеги подразумевает их изготовление по намеченным чертежам.
Смастерить самодельное деревянное колесо просто, если подготовить круглую поделку из фанеры и по центру высверлить отверстие для будущей оси телеги. Или изготовить 2 деревянных полукруглых элемента и совместить их.
Самой красивой вариацией считаются декоративные колеса, оборудованные спицами. Для изготовления деревянных деталей на фанерном листе отмечают будущие габариты колеса. Середину поделки помечают карандашом и забивают в нее гвоздь.
После находят тонкую деревянную рейку, которая по длине не уступает радиусу заготовки, и проделывают в ней 2 просеки. В центральную просеку, диаметром 5 мм вставляется гвоздь, а во вторую, диаметром 8 мм, — карандаш. Закрепленным на рейке карандашом вычерчивают окружность так, чтобы колесо от телеги получилось натурального диаметра. Окружность разделяют на 8 сегментов.
На изготовление обода надо подобрать деревянные брусочки, которые располагают по окружности. Их соединяют торцами друг с другом по форме колеса. Чтобы создать гладкий переход, можно подпилить размещенные на фанерном листе брусочки.
При изготовлении оси для телеги должен использоваться толстый брусочек, на котором вычерчивают круг и выпиливают поделку оси. Теперь подбирают материал для спиц колеса. Спицы легки в изготовлении, но их можно приобрести в строительном универмаге. По длине самодельные спицы должны совпадать с диаметром между ободом и осью колеса от телеги.
Спицы устанавливают в заготовленные отверстия, диаметром равным диаметру черенков. Черенки плотно соединяют с отверстиями и размещают на равных расстояниях.
После изготовления осуществляется сборка колеса:
- черенки для спиц размещают одним краем в высверленные прорехи в оси;
- другим краем спицы вкладывают в прорехи обода;
- сегменты обода колеса смазываются клеем, состыковываются и стягиваются плотным ремнем;
- на колесо телеги накладывают пресс, чтобы клей не разъехался.
После просушки колеса сложные элементы зачищают наждаком.
КОЛЕСО ТЕЛЕГИ | Wooden wheel making DIY
Кузов
В вопросе — как сделать тележку максимально оригинальной своими силами, немаловажную роль играет создание декоративного кузова. Здесь требуется правильно построить брусочки для обустройства каркаса телеги и уложить доски для корпуса.
Для изготовления декоративного каркаса брички необходим сложный чертеж. После его создания занимаются размещением дна телеги. Оно формируется из красивых досок, которые закрепляются брусочками с диаметром 0,5 на 0,5 см. Брусочки размещают плотно друг к другу и соединяют крепежными деталями. Чтобы построить самодельный декоративный каркас телеги, может использоваться клей.
После декоративную заготовку устанавливают на ровный участок сада и обшивают досками красивых цветов. Для старинного дизайна будущей телеги может использоваться лаковое покрытие.
Постановка на колеса
Чтобы поставить декоративный возок на колеса, надо использовать черенки от садового инструментария. Черенки отлично садятся на оси, если их распилить на несколько декоративных деталей.
Чтобы колеса брички держали равновесие, можно использовать длинные деревянные чурки, которые прибивают по бокам повозки. На полученные чурки размещают колеса так, чтобы они оказались четко по бокам стоговоза.
Чем больше колес у стоговоза, тем прочнее устанавливают чурки. Если размещенные элементы оси телеги расшатались, то их дополнительно закрепляют клеевым составом.
Украшаем дом или дачу своими руками -телега как скамейка или как передвижная клумба
Разновидности декоративных телег и их размеры
Декоративные телеги подразделяются на три основных вида в зависимости от габаритов:
- Малые, длиной не больше метра подходят для украшения газонов.
- Средние, длиной 2–3 метра, двух-, трех-, четырехколесные, устанавливаются возле дачного дома, заграждений, зимних садов, теплиц, беседок.
- Большие повозки длиной от трех метров подходят для декорирования открытых и видных мест ближе к центру участка. Используются в качестве стационарной клумбы. Клумба-телега на дачном участке
Правила производства деревянных колес
ГОСТ, надо признать был жесткий, четко ограничивал следующие размеры: наружные (включая толщину шины) диаметры колес для одноконных повозок: передних 630 и 720 мм, задних — 900 мм; для пароконных: передних 900 мм и задних 1080 мм.
Деревянное колесо для телеги, предназначено было как правило для гужевых повозок. И состояло оно из обода цельногнутого, цельноободного (обод изготовлен из одного деревянного бруска). Или собранного из секций так называемые косяковые (колеса у которых обод состоит из нескольких частей — косяков). А также цельнодеревянных спиц и ступицы, с бронзовой втулкой, для ходимости.
Кроме того деревянное колесо для телеги гужевого транспорта, для придания прочности наши мастера, укрепляли своими руками металлическими поковками.
По всей стране колеса изготавливались в простейших колесных мастерских. Где трудилось как правило три четыре человека.
Процесс изготовления, деревянных колес состоит из следующих операций: подготовки заготовок и их обработки, сборки и оковки колеса.
Заготовкой для колеса, в московской губернии, как правило служил взрослый за 70 лет плотный клен. Дерево валили, затем нарезали на чурбаки длинной от 30 сантиметров до 2 метров. В таком виде заготовкам давали просохнуть, после кололи топором на косяки или разрезали двуручной пилой.
Типы механизмов распределения мощности
Конструктивно наиболее простым способом решения возникающей из-за жесткой связи колес проблемы является применение обгонных муфт, которые позволяют колесу вращаться быстрее, чем приводящае его в движение ось.
Этот механизм является общеизвестным во всех своих вариациях: как с храповым механизмом (втулка велосипедного колеса), так и с расклиниванием роликами (бендикс электростартера).
Применяются обгонные муфты и в силовом приводе ряда автомобилей с подключаемыми осями. Однако, такое решение имеет характерную особенность: при прохождении поворота обгонная муфта рассоединяется на колесе, идущем по внешнему радиусу, так как оно стремится вращаться быстрее приводного вала.
Для облегчения же вхождения в поворот, напротив, большая часть крутящего момента должна сообщаться именно ему.
Эта проблема решена в классическом шестеренчатом дифференциале, распределяющем мощность обратно пропорционально сопротивлению вращения колес.
Но он и заметно сложнее в производстве, а также требует принудительной полной или частичной блокировки на бездорожье, так как в противном случае перераспределяет всю мощность на буксующее колесо.
Изготовление спиц
Делались спицы из твердой лиственной древесины. Заготовки пилили на чурбаки нужной длины, строгали или обтесывали топором. Заготовки спиц по стандартам имели размеры: толщину 45 мм, ширину 65 мм и длину 320, 360, 450 и 540 мм.
Спицы крепятся одной стороной в гнездах ступицы, а второй в ободе. Часть спицы, закрепляемая в ободе, называется застригом, а в ступице – всадом. Шипы спиц надо делать такими, чтобы их концы не доходили до до внешней поверхности обода на пару миллиметров, а до втулки ступицы на 12-13 мм. У всада спица должна быть толще, поскольку здесь возникают наибольшие усилия. Бесспорно, болезнь лучше предупредить, чем впоследствии лечить осложнения, вызванные заболеванием.
Размеры спиц:
- Возле заделки в обод – не меньше 50 мм
- Возле заделки в ступицу – не меньше 55 мм
- Диаметр шипа в ободе – не менее 24 мм
- Толщина шипа в ступице – не меньше 17 мм
- Сечение по средней части на малой оси – не меньше 35 мм
Размеры и форму спиц проверяли специальным шаблоном.
Делаем чертеж
Создание подробного чертежа считается сложным этапом. В процессе построения необходимо учитывать наличие декоративных мелочей, размер колёс и высоту боковых бортов. От этого зависит окончательный результат.
- Особенности доставки цветов.
Когда нужно и как обрезать розы осенью на зиму: советы и пошаговые инструкции
- Красивая декоративная мельница — способ украсить оригинально свой участок без больших усилий, смотрите как сделать мельницу своими руками!
На рисунке должны присутствовать не только схемы и технические изображения, но и макет готового изделия.
Особое внимание рекомендуется уделить точным размерам. Данный критерий позволит иметь четкое представление о габаритах декорации.
Обработка ступицы
Каждое деревянное колесо для телеги имело ступицу. Ступица это — центральная часть колеса, соединяющаяся посредством спиц с ободом. Длина ее 280 мм, диаметр 167 и 190 мм как показано на чертеже ниже.
Обрабатывали ступицы в ножных самодельных токарных станках. Происходило это весьма эффектно: одной ногой рабочий ремесленник постоянно качать маятник, в это время, заготовка вращалась со скоростью 30 — 40 оборотов в минуту. А резцом, служило длинное приспособление в форме лопатки, которое, обрезало разваренное дерево, будущей ступицы деревянного колеса.
Изготавливали ступицы, из кряжей твердых лиственных пород диаметром 20—26 см. Кряжи распиливают на отрезки длиной, равной длине ступицы. Диаметр заготовок от 200 до 250 мм с градацией через 10 мм. Заготовки диаметром 200 и 210 мм предназначались для ступиц диаметром 167 мм, остальные — для ступиц диаметром 190 мм. Заготовки сначала грубо отесывали топором, затем окончательно обрабатывали на токарных станках.
После обточки ступицы, в центре по продольной оси просверливали отверстие, для надевания на ось повозки. А в средней, утолщенной, части долбили по окружности гнезда для спиц: 10—11 шт. для переднего колеса, 11—12 шт. для заднего. Гнезда предварительно намечали циркулем или при помощи металлического шаблона с отверстиями.
После этого, на ступицу деревянного колеса, насаживали четыре металлических обруча (кольца): один на утолщенный конец, другой на более тонкий.
Обработка спиц
Спицы закрепляли одним концом в гнездах ступицы, другим — в гнездах обода. Конец спицы, укрепленный в ступице, называют всадом, конец, укрепленный в ободе, — застригом (круглый шип). Шипы спиц изготовляли такой длины, чтобы концы их не доходили до втулки ступицы на 12—13 мм, а в ободе — до его внешней поверхности (подшинной части) на 2—3 мм.
При работе колеса, наибольшие усилия возникают в части спицы, расположенной у ступицы, поэтому у всада спицу делают толще.
Нормальные размеры спицы: ширина у места заделки в ступицу — не менее 55 мм, у места заделки в обод — не менее 50 мм, толщина шипа, заделываемого в ступицу, не менее 17 мм, диаметр шипа, заделываемого в обод, — не менее 24 мм, сечение в средней части по малой оси — не менее 35 мм.
Изготовляли спицы, из твердых лиственных пород, путем раскалывания или распиливания кряжей. Пиленые заготовки строгали, колотые сначала обтесывали топором, затем строгали. Размеры и формы спиц проверяли по шаблону.
Заготовки для спиц деревянного колеса, одноконных и пароконных повозок имеют следующие размеры: длина 320, 360, 450 и 540 мм, толщина 45 мм, ширина 65 мм.
Деревянное колесо сборка
Первой операцией при сборке колеса, является сборка репья, забивка спиц в гнезда ступицы (репьем называется ступица с закрепленными в ней спицами). После сборки репья, размечают длину спицы и место зарезки верхнего круглого шипа. Каждой спице, торцовкой придают нужную длину, затем зарезают шип лучковой пилой.
Последней операцией является насадка обода, которая в мастерских производилась в особых верстаках — колеснях как на следующем чертеже.
Колесня представляет собой стол, в крышке которого вырезано круглое отверстие, окованное полосовым железом. Отверстие сообщается с продольной прорезью, вырезанной в крышке стола, в которую вставляется несколько деревянных прокладок. Репей укладывают в колесню таким образом, чтобы ступица находилась в круглом отверстии крышки стола, а одна из спиц была расположена над продольной прорезью. На репей накладывают обод, одно из гнезд которого должно находиться против спины, расположенной над прорезью стола. Забивая между прокладками деревянные клинья, насаживали гнездо обода на шип спины.
Закончив эту операцию, репей с ободом поворачивали до момента, когда следующая спица окажется над прорезью крышки стола, насаживают гнездо обода на ее шип и. т. д.
Оковка деревянного колеса
Внешнюю сторону колеса обхватывали металлической шиной толщиной 8—12 мм и шириной 45—60 мм, затем скрепляли с ободом болтами в трех-четырех местах, а на стыках его накладывали железные обоймы.
Чтобы обод не растрескивался и не срабатывался, боковые щеки его с обеих сторон спиц проклепывают. В просверленное в ступице отверстие забивали чугунную или бронзовую втулку.
ДЕРЕВЯННОЕ КОЛЕСО СВОИМИ РУКАМИ
Начнём с изготовления ступицы. Это самый сложный элемент изделия. В домашних условиях его сможет сделать только очень опытный мастер. Мы пошли простым путём: взяли деревянный брусок размером 10 на 10 см, длиной 60 см и отправились к токарю. Хорошо, что остались ещё люди, обладающие такой профессией. Из этого бруска нам выточили 6 круглых болванок, похожих на хоккейные шайбы, диаметром 9,5 см, шириной 8 см. Внутри диаметром 5 см – ступица готова. Конечно, это именно декоративная ступица – чтобы надеть её на ось, нужно было бы вытачивать специальные выступы. Но такой цели не стояло, деревянное колесо нужно для .
На следующем этапе мы сделали чертёж деревянного колеса в натуральную величину. На миллиметровую бумагу перенесли размер ступицы, определили диаметр изделия – 60 см, количество спиц выбрали 8. Нарисовали всё на бумаге и замерили размеры получившихся деталей.
Приступим к изготовлению спиц. На чертеже они получились равными 19 см. Возьмём деревянный брусок размером 5 на 5 см и отрежем от него 8 частей длиной 23 см. По два см с каждой стороны мы оставим на шканты, с помощью которых соединим спицу со ступицей и косяком колеса. Обработаем бруски рубанком, придав им товарный вид.
Теперь сделаем на спицах шканты. С каждой стороны бруска отметим по 2 см и ножовкой сделаем пропилы по 1,5 см. Острым ножом срежем лишнюю древесину и оформим выступы цилиндрической формы диаметром 2 см.
Чтобы придать деревянному колесу хоть какой-нибудь дизайн, обработаем спицы фрезерным станком. Закрепим брусок на табуретке с помощью струбцины и срежем кромки с четырёх сторон.
Следующий шаг – изготовление так называемых косяков деревянного колеса. Согласно чертежу, их у нас будет 8 штук. Возьмем белый лист бумаги и перенесём на него рисунок одного косяка. Это будет шаблон.
Подберём доску толщиной 5 см. Ширины доски должна быть не меньше длины косяка. Приложим лист с рисунком к доске и обведём чертёж карандашом, прикладывая небольшое усилие. Можно воспользоваться копировальной бумагой, но в нашем случае мы обошлись без неё. Убрав листок, обведём контур косяка, отпечатавшийся на доске. Электролобзиком аккуратно выпилим 8 штук и обработаем их шлифовальной машиной.
Косяки имеют сложную геометрическую форму, качество их изготовления напрямую влияет на внешний вид деревянного колеса. В идеале все 8 штук должны быть идентичными.
Теперь нужно подготовить косяки к соединению со спицами. Для этого в нижней плоскости изделия в центре пересечения двух диагоналей просверлим отверстие диаметром 2 см и глубиной тоже 2 см.
С помощью транспортира разметим ступицу на 8 равных частей и тоже просверлим 8 отверстий диаметром 2 см.
Дальше проводим примерку деревянного колеса. Вставим спицу в косяк, потом в ступицу и соединим все части между собой. Меняя элементы местами, нужно добиться, чтобы изделие выглядело ровным и все детали подходили друг к другу. На этом этапе проводим окончательную доводку элементов: подтачиваем, подпиливаем, рассверливаем.
Убедившись, что все детали подходят друг к другу, пронумеровываем их, чтобы не перепутать, и начинаем сборку. Соединяем элементы при помощи мебельного клея.
Косяки, чтобы колесо было прочным, закрепляем между собой при помощи мебельных шкантов. Для этого просверливаем в боковых гранях отверстия, вставляем в них шкант и соединяем детали между собой.
Не спеша, собираем деревянное колесо. К сожалению, отсутствие опыта сказалось на сборке – косяки не замкнули окружность, не хватило 2 см. Всё-таки при их выпиливании нужно быть более точным. Пришлось вырезать деревянный клин по размеру, намазать его мебельным клеем и закрепить струбциной на сутки.
Конструкции и предназначение дифференциала мотоблока
Основное предназначение дифференциала мотоблока – это более равномерное распределение мощности между колесами мотоблока. Особенно полезным дифференциал будет при поворотах. Чтобы развернуть мотоблок, обычно нужно прикладывать немалые усилия, особенно если техника с грунтозацепами и навесным оборудованием. Дифференциал обеспечивает легкое поворачивание из-за более быстрого вращения колес. Благодаря ему колеса имеют более быстрое вращение, чем то, которое происходит только благодаря оси. Для разных моделей мотоблоков дифференциалы имеют свои конструктивные особенности и отличия. Например, для легких мотоблоков Нева используются дифференциалы, имеющие малый угол поворота колеса (240°). Также из-за поперечного паза у него небольшая прочность, внутри механизма наблюдается сильное трение деталей.
Мотоблоки фирмы Салют оснащены дифференциалами более сложной конструкции. Отличаются большей массой и углом поворота колеса (около 330°). Удлинитель имеет подшипники, что уменьшает усилие при повороте.
Для мотоблоков марки Фермер дифференциалы состоят из двух муфт, а управление осуществляется с помощью рычагов на руле.