Отработанное масло — довольно дешевый материал, обладающий большой энергоемкостью.
Это сырье часто используют в быту и автосервисах.
При соблюдении некоторых правил вполне возможно перевести печь или паяльную лампу в горелку на отработке.
Для использования в жилых домах такая горелка не годится, однако она вполне подойдет для обогрева технических помещений или гаража.
Любой отопительный прибор вне зависимости от его типа состоит из двух основных элементов:
- теплогенератора, то есть устройства, вырабатывающего тепловую энергию;
- теплообменника — устройства, которое передает выделенную теплогенератором энергию теплоносителю, в роли которого может выступать воздух, вода или антифриз.
Поэтому каждый отопительный прибор, получающий тепло через сгорание органического топлива, можно перевести на отработанное масло, установив соответствующую горелку.
Если теплогенератор предназначен для этой модели отопительного прибора, то для его установки не потребуется никаких переделок, если же он предназначен для другого устройства, то придется переделывать крепление к котлу или печи.
Подробная фото и видео инструкция по изготовлению горелки на отработке из паяльной лампы
Печи и котлы, работающие на отработанном масле, давно заняли достойное место среди отопительных приборов. Отработка — дешевый, а иногда и бесплатный вид топлива, часто ее используют для этой цели в автосервисах и гаражах. Многие мастера при выборе конструкции задаются вопросом: можно ли переделать бензиновую паяльную лампу в горелку на отработке?
Как выбрать горелку под отработку
При выборе этого модуля котла определяющим фактором является мощность. Важны механизм предварительного разогрева топлива и конструкция форсунки.
Мощность
Она определяет характеристики производительности горелки. Установка устройства 30 кВт в котел 15 кВт недопустима и приведет к оплавлению конструкции. В паспортах магазинных изделий указаны теплоотдача и размеры рекомендуемой и предельной отапливаемых площадей.
Количество ступеней
Регулирование мощности теплоотдачи осуществляется 2 способами:
- Горелки одноступенчатые разогревают теплоноситель до заданной температуры. Далее подача топлива блокируется, котел остывает до установленного значения, и цикл повторяется.
- Двухступенчатые конструкции работают без отключения в 2 режимах: в полную мощь – при разогреве системы до запланированных показателей (после чего начинается переключение на экономное расходование масла), вдвое или на две трети меньше.
Регулирование мощности осуществляется горелкой.
Подобный способ регулировки требует оснащения автоматикой, что повышает стоимость конструкции, но на 15-20% снижает эксплуатационные расходы.
Если подача топлива и воздуха полностью автоматизирована и ориентируется на показания датчиков температур теплоносителя, подогретого и сгораемого масла, объема поступающего воздуха и топлива, то такие блоки называют плавно-двухступенчатыми и модуляционными.
Размер и объем
Горелки компактны, их производительность прямо не зависит от размера обогревательных приборов и определяется конструктивными решениями на стадии планирования.
Материал горелки
Ее корпус изготавливают из устойчивых к коррозии стальных деталей, топливопроводы – из мягких цветных металлов (меди) и их сплавов.
Расход масла
Количество топлива на обогрев помещения зависит от:
- теплопотерь обслуживаемых площадей;
- территориальной принадлежности к климатическим зонам (в Приполярье зима холоднее и дольше);
- количества примесей и их влияния на калорийность горючей смеси;
- коэффициента полезного действия агрегата;
- настроек отопительного прибора и его мощности;
- количества рабочих часов и температурного режима обогреваемого помещения.
Расход масла зависит от теплопотерь обслуживаемых площадей.
Ориентировочный показатель для средней полосы страны – 2,5-4 т при круглосуточном расходовании 3 л в час.
Можно ли заставить паяльную лампу работать на отработке?
Принцип действия обычной паяльной лампы заключается в воспламенении паров бензина, выталкиваемого под действием сжатого воздуха наружу. Этот эффект достигается за счет нагнетания воздуха в топливный бак горелки.
Что произойдет, если залить в паяльную лампу отработанное масло?
Само по себе масло, даже под давлением, испаряется плохо — его нужно нагревать. Из-за плохого распыления пламя будет неравномерным, и разжечь горелку будет сложно. Горит масло с образованием большого количества нагара и копоти, поэтому жиклер быстро закоксуется, уменьшится его сечение, и лампа выйдет из строя. Увеличение сечения жиклера тоже не даст ожидаемого эффекта — масло будет распыляться крупными каплями, что не позволит получить равномерное пламя факела.
Кроме того, отработанное масло часто содержит примеси: солярку, бензин, антифризы и даже воду, что может привести к вспышкам внутри лампы. Для использования отработки в качестве топлива для паяльной лампы придется устраивать систему фильтрации, что еще больше усложнит задачу.
Учитывая все сложности, использовать бензиновую паяльную лампу как горелку на отработке сложно и небезопасно. Поэтому необходимо доработать или полностью изменить ее конструкцию.
Выводы и рекомендации по отбору тепла
Главный вывод звучит так: если вы являетесь одновременно сварщиком и слесарем, то решите задачу по изготовлению масляной буржуйки без особых затруднений. Повозиться придется лишь с настройкой и организацией подачи отработки в капельнице.
3 вида дымоходных теплообменников – конвекционный, воздушный и водяной экономайзер
Как вы поняли, просто сделать печь на солярке и отработке недостаточно, надо еще правильно отобрать у нее максимум тепла, не дать ему вылететь без пользы в дымоход. Практикуются следующие способы:
- Как уже говорилось выше, можно проложить дымоход под уклоном по всей длине помещения, а потом вывести его на улицу вертикально.
- Устроить обдув корпуса бытовым вентилятором.
- Обварить тело буржуйки дополнительными теплосъемными ребрами.
- Изготовить и поставить на дымоход экономайзер (в народе его называют регистром и бойлером) – теплообменник самоварного типа. Такие применяются в твердотопливных котлах и состоят из нескольких дымогарных труб, омываемых снаружи водой.
Простейший способ снять тепло с нагретого топливника – наварить конвекционные ребра
Важный момент. Обдувать корпус чудо-печки не рекомендуется по понятным причинам. Водяной контур, установленный на дымоход, нужно подключать к системе отопления с принудительной циркуляцией и расширительным баком открытого типа, чтобы уберечься от закипания. При периодической топке трубопроводы заполняются антифризом.
Схема подключения водяного экономайзера к радиаторному отоплению
Как изготовить горелку на отработке самостоятельно
Для успешного горения масла нужно либо предварительно нагреть его до температуры испарения — примерно 300 градусов Цельсия, или мелко распылить и обогатить масляные пары воздухом. Подогреть масло до таких температур можно с помощью мощных ТЭНов, но это увеличит затраты на электроэнергию. Добиться создания масляного аэрозоля можно, подавая струю сжатого воздуха через слой масла. Этот эффект реализован в горелке Бабингтона — устройстве, аналог которого можно собрать своими руками из подручных комплектующих.
Горелка Бабингтона — альтернатива паяльной лампе
Изначально горелка Бабингтона была запатентована для работы на дизельном топливе. Позже, внеся незначительные изменения в конструкцию, мастера своими руками изменили конструкцию и приспособили горелку для сжигания отработанных машинных и пищевых масел. Степень загрязненности масла при этом особого значения не имеет, так как топливные каналы агрегата лишены узких мест, склонных к засорам.
В отличие от паяльной лампы, где топливно-воздушная смесь распыляется под давлением через форсунки, в горелке Бабингтона масло нагнетается из резервуара с помощью маломощного насоса и стекает тонкой пленкой по наклонной или сферической поверхности, а масляно-воздушная смесь образуется в результате продувания тонкой струи сжатого воздуха сквозь эту пленку.
Эффект распыления наглядно представлен в видео:
- Горелка Бабингтона состоит из нескольких функциональных блоков:
- Топливный — резервуар, насос и трубы для подачи топлива.
- Воздушный, он состоит из компрессора и воздушной трубки.
- Полусфера с отверстием малого диаметра, где происходит смешивание воздушной струи с маслом.
- Сопло, направляющее факел пламени в нужном направлении.
- широкий выбор топлива — отработанные машинные масла, смазки любой вязкости, дизельное топливо, мазут, любые растительные масла, в том числе отходы пищевых производств;
- наличие примесей в топливе;
- простота конструкции — ее можно сделать своими руками.
Стандартную конструкцию можно доработать своими руками, повысив ее эффективность. Для этого топливный бак оснащают нагревателем, подогревающим масло до начала работы горелки, что позволяет повысить его текучесть. Кроме того, топливный канал, выполненный из металлической трубки, можно обмотать вокруг сопла — таким образом масло будет нагреваться во время работы горелки.
Сопло горелки направляют в котел, где происходит нагрев топливной камеры и водяной рубашки. Также можно использовать устройство для плавки и нагрева металлов.
Достоинства горелки Бабингтона, сделанной своими руками:
Недостатки:
- сложность настройки горелки, особенно часто проявляющаяся при смене вида топлива;
- запах и грязь — горелку нельзя устанавливать в жилых помещениях, требуется устройство котельной;
- использование горелки связано с открытым пламенем, поэтому необходимо соблюдать противопожарные меры.
В помещении котельной обязательно должен быть порошковый или солевой химический огнетушитель!
Горелка Бабингтона своими руками
Собрать горелку своими руками можно из простых комплектующих, для этого потребуются:
- Полый шар или полусфера с такой толщиной стенок, чтобы можно было просверлить отверстие диаметром не более 0,3 мм.Можно использовать любые металлические предметы похожей конфигурации, например, латунную дверную ручку сферической формы, гайки с заглушками. Главное условие — возможность надежного крепления воздуховода.
- Металлическая трубка для подачи сжатого воздуха от компрессора, диаметр — 10-15 мм.
- Компрессор, например, от холодильника, с рабочим давлением 2 атм, максимальным — 4 атм.
- Топливный бак со встроенным ТЭНом на 0,5-1 кВт из металла, не подверженного коррозии.
- Топливный отстойник и трубу для слива излишков масла обратно в бак.
- Медная трубка, диаметр — 10 мм, толщина стенки — 1-1,5 мм для топливного канала.
- Маслонасос от автомобиля или мотоцикла с электродвигателем, чтобы привести насос в действие. Насос желательно оснастить на входе фильтром с крупной сеткой.
- Сопло — сгон длиной 200-400 мм с внешней резьбой в 2 дюйма.
- Крестовина для двухдюймовой металлической трубы с внутренней резьбой.
- Сгон с резьбой на 1 дюйм и переходник 2/1 дюйм для слива излишка топлива в отстойник.
- Переходники и фитинги для подсоединения топливного тракта, воздуховода и сопла.
Подготовка узлов горелки к сборке
- Основная и самая ответственная задача — сделать отверстие заданного диаметра в сферической форсунке. От его размера зависит мощность горелки. Например, котел тепловой мощностью 10-15 кВт требует горящего факела, получаемого при работе горелки с одним отверстием диаметром 0,2-0,25 мм.Для получения большей мощности не нужно расширять отверстие — это приведет к получению более крупных капель. Лучше сделать 2-4 отверстия диаметром 0,1-0,3 мм с расстоянием между ними 8-10 мм, иначе факелы будут взаимно гаситься.Расход топлива можно рассчитать так: через одно отверстие 0,25 мм распыляется 2 литра отработки в час.
Видео о том, как можно сделать отверстия малого диаметра в металлической полусфере:
- Бак делают из коррозионно-стойкого металла. В него встраивают ТЭН с терморегулятором, установленным на отключение ТЭНа при температуре 70 градусов Цельсия.
- Из того же материала необходимо сделать отстойник топлива, оснащенный трубой с переливом. По этой трубе масло из отстойника будет стекать обратно в бак. Для слива грязи из отстойника можно предусмотреть заглушку в его дне.
- Собирают корпус горелки: к крестовине 2 дюйма в передней части подсоединяют сопло из сгона, затем переходники: сверху для подачи масла, с задней стороны — для воздуха. Снизу к крестовине подсоединяют переходник 2/1 дюйм и сгон, по которому будет стекать излишек масла в отстойник. Переходники выполняют из заглушек с просверленными отверстиями, в которые вставляют трубки топливного и воздушного канала.
Можно изготовить корпус также из тройника, при этом воздуховод заводят в верхнюю часть, предварительно просверлив отверстие нужного диаметра.
- Топливный тракт делают из медной трубки, один конец которой трижды обматывают вокруг сопла, а затем через переходник-заглушку выводят в корпус в верхней части. Топливную трубу подключают к насосу, устанавливают сетчатый фильтр грубой очистки и заводят другой конец тракта в бак. Топливный тракт можно оснастить вентилем. Насос подключают к электродвигателю, работающему от сети 220 В.
- Воздуховод из металлической трубки с одного конца крепят к полусфере с отверстием, предварительно установив переходник-заглушку на нужном расстоянии. Полусфера должна располагаться так, чтобы масло из топливной трубки равномерно стекало на округлую часть форсунки, а потом — в нижнюю часть корпуса и в отстойник. Другую часть воздуховода подводят к компрессору, который также подключают к сети 220 В.
- Поскольку в установке будет целых три потребителя электроэнергии, включение которых производится не одновременно, желательно оснастить горелку пультом управления: установить отдельный тумблер или кнопку для включения ТЭНа и отдельный тумблер для включения компрессора и насоса. При желании можно оснастить пульт световой сигнализацией из диодных ламп.
- Можно оснастить горелку контролёром, автоматически включающим агрегаты в соответствии с выбранным режимом. Электророзжиг реализуют с помощью свечей зажигания, а для гашения горелки достаточно перекрыть подачу масла.
Видео — схема сборки горелки:
Подготовка топлива для горелки
В горелке Бабингтона можно использовать практически любое отработанное масло. Автомобильную отработку с большим количеством посторонних включений фильтруют перед заливкой в бак через сетку и смешивают с более чистым маслом. Масла с незначительным количеством примесей допустимо заливать без подготовки.
При использовании пищевых растительных масел, например, фритюра, рекомендуется отстоять его в течение нескольких часов и аккуратно слить с остатка. Эти масла достаточно текучи при нормальной температуре, поэтому их можно подогревать в баке только в момент запуска горелки. При использовании мазута и других густых материалов их нужно подогревать до температуры от 70 до 90 градусов, иначе насос будет работать с перегрузкой.
Как сварить простую печь
Нет смысла пояснять, как сделать стандартную и самую распространенную конструкцию, изображенную ниже на сборочном чертеже. Во-первых, схема очень понятная, а во-вторых, в информации подобного рода нет недостатка.
Перейдем к более сложному варианту обогревателя с дожигателем, согнутым под 90° (угол поворота можно делать и больше, но не острее). Цель мероприятия проста – организовать отбор тепла у раскаленных дымовых газов, а не сразу выбрасывать их на улицу. Второе отличие – выдвижной ящик с маслом вместо традиционной закрытой емкости, которую неудобно чистить. Конструкция печи с размерами показана на чертеже.
Размеры агрегата произвольные и могут меняться при подборе труб другого сечения
Пошаговая инструкция сборки печи для сжигания отработки выглядит так:
- Нарежьте заготовки для корпуса, выдвижного ящика и дожигателя. Для последнего трубы нужно резать под углом 45°.
- В профиле меньшего сечения выпилите болгаркой одну стенку, а по бокам приварите заглушки, чтобы получилась открытая емкость. К передней части, выступающей за борта ящика, приделайте ручку.
- Сварите конструкцию, как показано на чертеже, просверлите воздушное отверстие сверху топливной камеры и выполните перфорацию вашей изогнутой трубы. Отопитель готов.
Здесь мастер для лучшей теплоотдачи приделал конвекционные ребра из стальной полосы 40 мм
Несколько слов о том, как подобрать количество и диаметр отверстий дожигателя. В нашем примере его сечение составляет 80 х 80 = 6400 мм², для расчета нужно взять половину – 3200 мм². Если применить сверло 8 мм, то площадь каждого отверстия составит 50 мм². Делим 3200 на 50 и получаем 64 шт., которые надо просверлить в процессе сборки, при настройке их число вырастет.
Один из простых способов отбора тепла – подключение печки к горизонтальной трубе длиной 3—4 м, идущей под уклоном вдоль стены помещения. Проследите, чтобы над ней и отопителем не стояли деревянные полки или канистры с горючим. Стены около печки лучше оградить листовым железом.
Теперь остается выполнить розжиг, прогрев и настройку печи. Ваша задача – добиться минимальных выбросов черного дыма на улицу, свидетельствующих о недостатке воздуха для горения. Нужно сверлить по 3—5 дополнительных отверстий в дожигателе и снова проверять работу агрегата, пока выброс не станет максимально прозрачным.
Меры безопасности
- Горелка на маслах и других ГСП может быть опасна при неправильной установке и эксплуатации, чтобы избежать пожара, нужно соблюдать ряд мероприятий:
Горелку с открытым соплом нельзя оставлять без присмотра в работающем состоянии!
Горелка Бабингтона, в отличие от паяльной лампы, переделанной для работы на отработке — надежный и долговечный агрегат, не требующий сложного обслуживания. Достаточно периодически очищать топливную систему, бак и отстойник, продувать воздуховод в холостом режиме, а также следить за исправностью компрессора и масляного насоса. Исправная горелка — надежный и экономичный агрегат с длительным сроком службы.
Форсунка своими руками
Заготовками детали могут стать металлическая ручка для мебели, полусферическая гайка. Разрешается использовать выгнутую пластину металла с вваренным жиклером.
Форсунка, выходящая в отверстие полусферы, обеспечивает воздушное снабжение горелки. От качества ее изготовления и калибровки отверстия зависит мощность. Ее монтируют заподлицо с полусферой. Рекомендуется использовать промышленные жиклеры (автомобильные; для газового оборудования).
Рекомендуемый диаметр отверстия – 0,3-0,35 мм, он обеспечивает 17-18 кВт тепла. Увеличение размера вызывает турбулентность потока и ухудшение характеристик процесса. Если есть потребность в большем количестве тепла – увеличивают число отверстий, располагая их не ближе 1 см друг от друга.
Также можно изготовить котел на отработке своими руками.
Горелка на отработке: принципы работы, изготовление своими руками
После эксплуатации транспорта остаётся большое количество отработанного масла. Закон запрещает выливать жидкость в землю или водоёмы, поэтому её утилизируют на предприятиях. Решить эту проблему можно путём создания своими руками горелки на отработке. Несложная конструкция порадует высокой надёжностью и эффективностью, пригодится для использования в домашних условиях.
Впервые самодельные горелки на отработанном масле появились в прошлом веке. Из-за частых перебоев работы электроэнергии и центрального отопления люди искали способы дешёвого обогрева помещений. И если газ и электричество обходились дорого, то жидкое топливо практически ничего не стоило, поэтому использовать его оказалось выгоднее даже по сравнению с дровами, каменным углем или торфом. Тогда и были придуманы горелки, работающие по принципу керогаза (устройства на основе керосина). Жидкость испарялась под воздействием высокой температуры, а пар сжигался в отдельной пиролизной камере.
Недостатками этого оборудования были копоть и неприятный запах, поэтому люди раскладывали топливо на фракции, а потом сжигали их по отдельности. Затем английский учёный Баббингтон получил патент на новую печь, работающую на солярке. Как только срок действия авторских прав закончился, конструкцию горелки повторили домашние мастера и промышленные предприятия. Прибор на отработанном масле оказался более экономичным и надёжным.
Основные детали масляного оборудования:
- топливопровод;
- ёмкость для жидкости;
- насос, подключённый в разрыв;
- чаша в виде полусферы с маленьким отверстием;
- форсунка, входящая в этот проём;
- поддон.
Полусферу устанавливают немного ниже топливопровода, по ней масло стекает и испаряется. Пары поднимаются, смешиваются с воздушной струёй, образуют топливную смесь. Жидкость, которая не успела испариться, попадает в поддон, а из него по трубе стекает обратно в ёмкость. Хотя конструкция очень проста, нужно изготовить все детали аккуратно и точно. Готовые чертежи форсунки на отработке своими руками лучше скачать из интернета.
Горелку создают не только из-за её экономичности. У конструкции есть несколько преимуществ:
- простое устройство без подвижных элементов;
- легко изготовить в домашних условиях;
- в свободном доступе есть чертежи и схемы;
- дешевизна топлива;
- высокая эффективность;
- незначительные размеры;
- безопасность при использовании.
Производства, у которых есть значительные отходы масла, могут сэкономить на отоплении и утилизации отработки. Горелки другого типа тратят намного больше топлива при такой же эффективности работы. Малые габариты позволяют встроить конструкцию в любую отопительную систему.
К недостаткам относят частое загрязнение топливного бака, из-за чего масло нужно постоянно фильтровать. Насос и воздушный компрессор работают от электрической сети, а это затратно. В жилых помещениях горелку не стоит использовать долго, так как она выделяет неприятный запах. Для продуктов горения нужно сделать отвод.
Обычно в конструкции горелки воздушно-масляная смесь поступает под давлением через жиклер. Но в устройстве Баббингтона растительное топливо подаётся с помощью насоса, протекает по сферической детали в трубы и поддон. Жидкость создаёт тонкую плёнку и испаряется. Пар попадает в воздушные потоки, которые входят в горелку через маленькое отверстие в сфере. Масло в газообразном состоянии смешивается с воздухом, что образует топливный факел. Он поджигается и согревает стенки печи, теплообменник бойлера или котёл.
Часть топлива не успевает испариться или сгореть, поэтому стекает ниже отверстия и попадает в специальный поддон. Затем жидкость переходит в топливную ёмкость, и цикл повторяется. Текучесть и испаряемость повысится, если масло предварительно подогреть. Тёплая отработка распадается на капли, что увеличивает эффективность всей конструкции.
Перед тем как сделать горелку на отработке, нужно запастись некоторыми инструментами и материалами. Список того, что может понадобиться:
- двухдюймовая труба длиной 20 см с внешней резьбой;
- масляный насос;
- компрессор;
- металлическая труба для подачи воздуха;
- крестовина диаметром два дюйма;
- трубка из меди с маленьким сечением;
- латунная полусфера — гайка или дверная ручка;
- соединяющие фитинги для трубок;
- регулирующий вентиль для магистрали.
Насос можно взять от любой марки автомобиля или мотоцикла. Его приводной вал подключают к электродвигателю. Длительную работу устройства обеспечит компрессор от старого холодильника. Трубку вкручивают в отверстие крестовины, во второй проём крепят заглушку, предварительно присоединив к ней полусферу так, чтобы она располагалась по центру. Затем подводят трубопровод для подачи воздуха.
В верхний проём нужно вкрутить топливопровод, по которому масло будет течь на сферу. Нижнее отверстие выходит к поддону, где собирается отработка, не успевшая сгореть.
В горелке есть несколько основных узлов, по которым проходит топливо:
- блок управления и питания;
- автомобильный насос;
- топливная ёмкость;
- компрессор;
- крестовина.
Все детали закрепляют в металлической раме. Наиболее ответственная работа — это создание своими руками форсунки для отработанного масла. От её качества зависит эффективность работы устройства. Размеры отверстия форсунки напрямую влияют на мощность горелки. Проём нужно сделать идеально ровным и гладким, тогда у факела будет подходящая форма. Лучше использовать готовый жиклер от карбюратора или газовой плиты — у него оптимальный диаметр.
Сферу изготавливают из дверной ручки или гайки, скрепляют её с форсункой. Если этих элементов нет, то можно подготовить на правиле выгнутую металлическую полоску и приварить к ней жиклер. Производительность конструкции рассчитывают заранее. Мощность горелки с отверстием 0,5 мм в диаметре не превышает 17 кВт. Если нужно достичь большего показателя, то на расстоянии 10 мм друг от друга сверлят несколько мелких проёмов.
Горелка на отработанном масле
Сложность изготовления: ★★★★★
Время изготовления: Пару дней
Подручные материалы: ██████░░░░ 60%
Предисловие
Работаю в автомастерской, столкнулся с проблемой утилизации отработки.
Недавно нашёл в Интернете интересную схему, и решил сделать горелку на отработке
своими руками, причём она может работать на неочищенном масле, смешанном с водой или даже со стружкой! Основная идея такова: масло течёт по сферической поверхности и растекается по ней тонкой плёнкой. Если подавать воздух или горючий газ через маленькое отверстие в поверхности (прямо под слоем масла), струя будет мелко распылять масло. Если поджечь — получим отличный масляный факел.
Материалы
- Ведро
- Листовое железо
- Автомобильный маслонасос
- Двигатель для маслонасоса с регулятором оборотов
- Болт М10
- Медная трубка
- Датчики тепла и света
- Электромагнитный воздушный клапан
Инструменты
- Дрель
- Болгарка или ножовка
- Сварочный аппарат
- Ключи, плоскогубцы
- Паяльник
- Шаг 2Металлическую сферу найти не удалось, поэтому я приварил полоску нержавейки к болту М10 и на наждаке придал ей сферическую форму.
- Шаг 3В центре болта сделал отверстие диаметром 5 мм, и запрессовал в это отверстие заглушку из алюминия, и в ней сделал отверстие диаметром 0,3 мм, Сверла тоньше у меня не было, но рекомендуют всё-таки делать 0.25 мм отверстие.
- Шаг 4Форсунку вставил в чугунный тройник на 1,5″, изготовил к тройнику основание с гидрозатвором для безопасности.
- Схема
- Шаг 5Сворачиваем медную трубку в спираль диаметром чуть больше выходного диаметра тройникаЧтобы не нарушить структуру трубки, перед изгибанием засыпьте в неё песок
- Шаг 6Крепим трубку к тройнику. Горелка Бабингтона в сборе. Масло подаётся по медной трубке. Трубка согнута в спираль, чтобы обеспечить подогрев масла. Нагретое масло становится более жидким и лучше распыляется
- ФорсункаВид спереди, можно видеть форсунку в центреВот горелка на отработке в работе. Можно видеть, насколько тонко распыляется масло
- Шаг 7Я пошл дальше и решил сделать горелку Бабингтона полностью автоматической, чтобы можно было сделать из неё систему отопления. Добыл пару электромагнитных воздушных клапанов
- План действийДля старта самодельной горелки на отработке попробую использовать покупную пропановую горелку. Если вместо воздуха на форсунке использовать пропан, то можно обойтись без поджигающей горелки.Автоматика будет работать примерно так: контроллер открывает кран с газом и подаёт искру. Когда датчик пламени (термопара например) регистрирует наличие пламени, отключается зажигание и через некоторое время включается подача масла и воздуха, после чего наличие пламени на горелке контролируется оптическим датчиком. Как только пламя начнёт устойчиво мерцать, газ на поджигающую горелку перекрывается. Также будет установлен датчик температуры, и после перегрева выше критической температуры горелка Бабингтона будет выключаться, остывать, и включаться снова.Форсунку пришлось заменить на меньшую, горит немного слабее (а то подойти невозможно было). Можно реализовать ступенчатую регулировку мощности, для этого делаем два сопла с разным диаметром, одно больше чем другое. Подключаем их к двум разным воздушным клапанам, и получаем три степени мощности, одно сопло, второе, либо оба сразу.
- Шаг 8Сделал поджигающую горелку, подглядев устройство у китайской горелки
- Шаг 9Горелка Бабингтона работает на пропане под давлением 0,2-1 кг/см. К горелке приварена трубка с автомобильной свечой для крепления поджигающей горелки и трубку для датчика наличия пламени.
- Промежуточные итогиЗапускается замечательно, с одной искры, горит очень устойчиво, пламя не сдувается. Давление пропана поставлено низким для возможности горелки Бабингтона работать в холод, когда давление в баллоне опускается до 0,5-1 кг/см.
- Шаг 10Для автоматизации нужны датчики. Первым делом вытащил термопару из выброшенного котла.
- Шаг 11Также нашёл инфракрасный фототранзистор для датчика
- Шаг 12Разработал простенькую схему. Микросхема LM339n взята из компьютерного БП
- Шаг 13Собираем автоматику
- с демонстрацией работы датчиковДля полной автоматизации можно использовать Arduino.
- Шаг 14Полностью собрал свою горелку Бабингтона, добавил стальных экранов для защиты от жара.
- Финал romka10.06
Делаем форсунку горелки на отработке
Автоматизация горелки на отработке
работы самодельной горелки на отработанном масле
Итоги работы и советы
- Расход воздуха очень мал, всего несколько литров в час.
- Работает горелка на отработанном масле любой степени загрязнённости стружкой или чем угодно.
- Расход масла тоже очень небольшой
- Греет намного сильнее, чем можно представить
- Решает проблему утилизации отработанного масла
- При правильном подходе к автоматизации можно получить «Умный дом» с авторегулировкой температуры (выгодно для дачных домов или гаражей)
- Горит совершенно без копоти, очень горячо: мощность не меньше 10 кВт.
- Давление воздуха на форсунке 2 кг/см.кв, если меньше — не горит, если больше — пламя срывается.
- Таким образом видно, что своими руками можно собрать очень мощную горелку на отработке
, которая отлично себя показывает: экономична, высокий КПД, относительно несложно изготавливается и адски круто греет.
Смотреть все проекты по тегу: горелка
Горелка на отработке своими руками: пошаговая инструкция с фото
В этой статье мы рассмотрим, как сделать своими руками горелку на отработке для котлов из подручных материалов. У каждого автомобилиста часто возникает вопрос о том, куда девать отработанное масло. Ведь выливать на землю его нельзя – вредит почве, зато можно сделать горелку, которая будет заправляться отработкой. Ведь этот материал является прекрасным топливом, главное – обеспечить все условия для качественного его сгорания.
Принцип работы и виды конструкций
Поскольку в любом масле есть горючие вещества, их можно сжигать. Люди давно стараются максимально использовать это для своего блага, но решить эту задачу не так-то просто, особенно если сжигать стараются отработанное масло, в котором содержится много дополнительных составляющих. Есть три вида устройств для этой цели:
- Эжекционное. Очень эффективная система. Отличное сгорание топлива, высокая температура, мало вредных выбросов, но сделать в домашних условиях практически невозможно. К тому же не всякое топливо можно использовать без предварительной обработки.
- Испарительное. Самый простой в сборке из подручного материала, но эффективность его мала, много отходов и загрязнений. Для разжигания и бесперебойной работы требуется дополнительное оборудование.
- Инжекторное. Наиболее приемлемый вариант для изготовления масляной горелки своими руками. Сравнительно несложная конструкция, проста в обслуживании, неприхотлива к топливу. Из недостатков основной — невозможность использовать в жилых помещениях.
В этом видео вы узнаете, как работает горелка на отработке:
Некоторые умельцы стараются приспособить для обогрева отработкой паяльные лампы, но чаще всего такие начинания оборачиваются сложными переделками и полным отказом от первоначального устройства горелки. Наибольшую популярность в последние годы получила мазутная горелка Бабингтона.
Роберт Бабингтон запатентовал своё изобретение в конце прошлого века с помощью одного из законов Мэрфи — сделать всё наоборот. Роберт не стал распылять топливо, выдувая его из сопла, а просто попробовал прогнать воздух через плёнку масла. У него получился маслянистый аэрозоль, который прекрасно горит. Не зря говорят, что всё гениальное просто.
Условия горения
Чтобы самодельная горелка на отработке работала, нужно обеспечить соблюдение нескольких требований. В частности, масло лучше всего будет сгорать в разогретом и распыленном состоянии. Выполнить эти условия несложно, в статье приведено несколько вариантов горелок, у которых мощный факел огня, а главное – выделяется большое количество тепловой энергии.
Нужно отметить, что допускается выполнять хотя бы одно условие – обеспечить нагрев или распыление. Правда, эффективность при этом окажется несколько меньшей.
Преимущества и недостатки
Главное достоинство, из-за которого обрела широкую популярность самодельная горелка на отработке Бабингтон, — это ее всеядность, о чем уже говорилось выше. По сути, на сферическую поверхность можно лить какое угодно нагретое масло разумной степени загрязненности, правильно сделанная горелка будет все равно устойчиво работать. Не страшны ей и примеси бензина или антифриза, разве что их соотношение с маслом будет один к одному, тогда неизбежно возникнут проблемы. И то, это вовсе не повод избавляться от подобной смеси, для нормального функционирования горелки на отработанном масле ее потребуется хорошо разбавить «правильной» отработкой, а потом пускать в дело.
Другое преимущество – это простота конструкции, из-за чего мастера – умельцы быстро освоили данное изделие. И правда, изготовить «сердце» аппарата из шара или полусферы, помещенного в корпус, достаточно просто. Несколько сложнее организовать топливоподачу и нагнетание воздуха, да еще настроить всю систему, чтобы горелка Бабингтона, сделанная своими руками, работала устойчиво и безопасно. Но зато здесь есть широкий простор для внедрения различных технических решений.
Из серьезных недостатков агрегата бросается в глаза лишь один. Это постоянное наличие грязи в помещении, где функционирует горелка на жидком топливе. К сожалению, невозможно полностью исключить случайный разлив или просачивание загрязненного машинного масла через неплотности, даже если все сопряжения герметичны и установлена автоматика горелки Бабингтона. В той или иной степени грязно в помещении будет, с этим придется смириться.
Благодаря своей популярности и простоте горелка для котла на отработке изготавливается мастерами в разных вариациях, мы же возьмемся описать самую простую конструкцию, которая будет доступна для повтора в домашних условиях. Для начала нужно подобрать необходимые материалы, вот их перечень:
- Стальной тройник с внутренними резьбами диаметром 50 мм – для корпуса.
- Сгон с наружной резьбой диаметром 50 мм – для сопла. Длина его принимается по желанию, но не менее 100 мм – для сопла.
- Колено из металла ДУ10 с наружными резьбами – для подключения топливной магистрали.
- Трубка медная ДУ10 необходимой длины, но не менее 1 м – на топливную магистраль.
- Металлический шар или полусфера, свободно входящая в тройник – для рабочей части.
- Стальная трубка не менее ДУ10 – на подключение воздушного тракта.
Чтобы сделать горелку на отработке своими руками, надо произвести одну точную операцию – проделать отверстие по центру сферы. Диаметр отверстия – от 0.1 до 0.4 мм, идеальный вариант – 0.25 мм. Сделать его можно 2 способами: просверлить инструментом соответствующего диаметра либо установить готовый жиклер на 0.25 мм.
Проделать точно столь маленькое отверстие нелегко, тонкие сверла запросто ломаются. Инструкция, как это правильно сделать, показана ниже:
Другой способ выполнить калиброванное отверстие в сферической части автономной горелки – вставить туда жиклер требуемого диаметра. Для этого просверливается отверстие, чей диаметр чуть меньше наружного диаметра жиклера, и обрабатывается разверткой. Жиклер запрессовывается внутрь и полируется, как рассказано на видео:
Когда эта операция завершена, производим сборку горелки, опираясь на чертеж:
Сбоку сопла надо выполнить отверстие достаточно широкое, чтобы производить розжиг агрегата. Спираль нагрева горючего не нужна большая, достаточно 2-3 витков. Готовое изделие можно закрепить на монтажной пластине и встроить в любой котел, в том числе и самодельный. По окончании работы нужно присоединить воздушную и топливную магистрали, а потом организовать подачу масла и воздуха. Простейший способ топливоподачи – самотеком, для этого емкость с отработкой подвешивают к стене выше горелочного устройства и прокладывают от нее трубку.
Если же задействовать для перекачки масла насос, то впоследствии можно задействовать датчики контроля и блок управления, тогда у вас получится автоматическая горелка, которую эксплуатировать будет безопаснее. Подробная инструкция по подбору материалов и сборке устройства показана на видео:
Если все сделано правильно и диаметр воздушного отверстия составляет 0.25 мм, то расход топлива у горелки не должен превышать 1 л в час. Черной копоти при горении быть не должно, нужно добиться ровного горения факела. Настройка осуществляется перемещением сферы вперед–назад или изменением давления воздуха. С его нагнетанием справится любой компрессор, даже от холодильника, так как рабочее давление не бывает выше 4 Бар.
Самодельные горелки: требования
Самодельные устройства можно использовать для любых целей. Очень часто их устанавливают в жидкотопливные печи или универсальные котлы. При изготовлении важно сделать форсунку, способную выдать мощное пламя. Требования к горелке, которые необходимо предъявлять в первую очередь:
- Малый расход электрической энергии.
- Легкость в монтаже и простота использования.
- У горелки должна быть высокая эффективность работы.
- Самоделка должна хорошо работать даже при использовании низкокачественного и загрязненного топлива.
Виды самодельных печек на отработке
Машинное масло, загрязненное примесями, само не воспламеняется. Поэтому принцип работы любой масляной буржуйки основан на термическом разложении топлива – пиролизе. Проще говоря, для получения теплоты отработку нужно нагреть, испарить и сжечь в топке печи, подавая воздух с избытком. Существует 3 вида устройств, где данный принцип реализован различными способами:
- Простая и самая популярная конструкция прямого горения с дожиганием масляных паров в перфорированной трубе открытого типа (так называемая чудо-печка).
- Капельная печь на отработанном масле с закрытым дожигателем;
- Горелка Бабингтона. О том, как она работает и как ее сделать самостоятельно, подробно описывается в другой нашей публикации.
Эффективность отопительных буржуек невысока и составляет максимум 70%. Заметим, что указанные в начале статьи затраты на обогрев рассчитаны по показателям заводских теплогенераторов с КПД 85% (для ознакомления с полной картиной и сравнения масла с дровами вы можете перейти сюда). Соответственно, расход горючего в самодельных отопителях значительно выше – от 0.8 до 1.5 литра в час против 0.7 л у дизельных котлов на 100 м² площади. Учитывайте данный факт, принимаясь за изготовление печи на отработке.
Изображенная на фото пиролизная печка представляет собой цилиндрическую или квадратную емкость, на четверть заполняемую отработавшим маслом либо соляркой и снабженную воздушной заслонкой. Сверху приварена труба с отверстиями, сквозь которые за счет дымоходной тяги всасывается вторичный воздух. Еще выше стоит камера дожигания с перегородкой для отбора теплоты продуктов горения.
Принцип действия таков: топливо нужно разжечь с применением легковоспламеняющейся жидкости, после чего начнется испарение отработки и ее первичное горение, вызывающее пиролиз. Горючие газы, попадая в перфорированную трубу, вспыхивают от контакта с кислородным потоком и сжигаются окончательно. Интенсивность пламени в топливнике регулируется воздушной заслонкой.
Данная печка на отработке имеет лишь два преимущества: простота с дешевизной да независимость от электричества. В остальном – сплошные минусы:
- для работы необходима стабильная естественная тяга, без нее агрегат начинает дымить в помещение и затухать;
- вода либо антифриз, попавшие в масло, вызывают мини-взрывы в топливнике, отчего из дожигателя во все стороны брызгают огненные капли и хозяину приходится тушить пожар;
- высокий расход горючего – до 2 л/час при слабой теплоотдаче (львиная доля энергии улетает в трубу);
- неразъемный корпус тяжело чистить от сажи.
Хотя внешне буржуйки отличаются, но действуют по одному принципу, на правом фото пары топлива догорают внутри дровяной печки
Часть этих недостатков можно нивелировать с помощью удачных технических решений, о чем будет сказано далее. В процессе эксплуатации следует придерживаться правил противопожарной безопасности и подготавливать отработанное масло – отстаивать и фильтровать.
Кардинальное отличие этой печи заключается в следующем:
- перфорированная труба помещена внутрь стального корпуса из газового баллона или трубы;
- топливо поступает в зону сжигания в виде капель, падающих на дно чаши, размещенной под дожигателем;
- для повышения эффективности агрегат оснащается наддувом воздуха с помощью вентилятора, как показано на схеме.
Схема капельницы с нижней подачей горючего из топливного бака самотеком
Реальный недостаток капельной печки – сложность исполнения для новичка. Дело в том, что целиком полагаться на чужие чертежи и расчеты нельзя, отопитель нужно изготовить и настроить под свои условия эксплуатации и правильно организовать топливоподачу. То есть, потребуются неоднократные доработки.
Пламя накаляет корпус отопительного агрегата в одной зоне вокруг горелки
Второй негативный момент характерен для печек с наддувом. В них струя пламени постоянно бьет в одно место корпуса, отчего последний довольно быстро прогорит, если не сделать его из толстого металла или нержавейки. Зато перечисленные минусы с лихвой перекрываются достоинствами:
- Агрегат безопасен в эксплуатации, поскольку зона горения полностью закрыта железным корпусом.
- Приемлемый расход отработанного масла. На практике хорошо настроенная буржуйка с водяным контуром сжигает до 1.5 литра за 1 час для отопления 100 м² площади.
- Есть возможность обернуть корпус водяной рубашкой и переделать печь на отработке в котел.
- Топливоподача и мощность агрегата поддается регулировке.
- Нетребовательность к высоте дымохода и удобство очистки.
Предлагаем ознакомиться: Душ в дачной бане Котел с наддувом воздуха, сжигающий отработавшее машинное масло и солярку
Самодельные устройства можно использовать для любых целей. Очень часто их устанавливают в жидкотопливные печи или универсальные котлы. При изготовлении важно сделать форсунку, способную выдать мощное пламя. Требования к горелке, которые необходимо предъявлять в первую очередь:
- Малый расход электрической энергии.
- Легкость в монтаже и простота использования.
- У горелки должна быть высокая эффективность работы.
- Самоделка должна хорошо работать даже при использовании низкокачественного и загрязненного топлива.
Особенности горелок
Для того чтобы эффективно сжечь масло, его потребуется сначала прогреть, а затем распылить. Для этого устанавливается электрический нагревательный элемент ТЭН. Но расход электроэнергии при этом будет достаточно большой. А вам главное при изготовлении – это добиться минимальных потерь при использовании устройства. Горелка должна быть источником очень дешевого тепла, чего не реализовать при использовании ТЭНов.
Раз не получается сначала прогреть масло, нужно попытаться его распылить. Простейшие горелки, изготовленные по схеме Бабингтона, могут успешно применяться в котлах. Конструкция предельно простая – топливо стекает по сферической поверхности. В последней сделано тонкое отверстие, через него подается сжатый воздух. Получается так, что масло сдувается со сферы, образуются маленькие капли, которые и можно воспламенить.
Разновидности горелок и их конструкция
Сгорание масла классифицируют по 2 типам поступления топлива в рабочую камеру:
- капельному методу (под действием силы тяжести самотеком);
- нагнетанию давления.
Первый вид применяют в самодельных теплогенераторах для помещений малой площади. Его считают пожароопасным и ресурсоемким. Масло самотеком из расположенной выше емкости капает порциями на раскаленную чашу, где и сгорает с выделением калорий.
В современных конструкциях приготовление взвеси масла с окислителем осуществляется по второму способу нагнетанием воздуха.
Горелка состоит из таких частей и деталей, как:
- резервуар для жидкого топлива;
- масляный насос;
- система фильтрации отработки для удаления твердых и несгораемых фракций;
- форсунка;
- механизм дозированной подачи кислорода для образования факела;
- топливные трубопроводы;
- воздуховоды отработанных газов.
Горелка состоит из различных деталей.
Для первоначального разжигания разработаны устройства независимого разогрева масла до рабочих температур. Конструкция осуществляет полное сгорание топлива. Сначала в области форсунки образуется зона пониженного давления, куда попадает подогретое масло и преобразуется в облачную смесь с нагнетаемым воздухом. Далее происходят воспламенение и полное сгорание нефтепродукта.
Горелка Бабингтона
Слабым местом конструкций с принудительной подачей топлива является форсунка. Для образования воздушно-масляной взвеси ее рабочее распылительное отверстие рассверливают на 1,5 мм. В процессе эксплуатации оно засоряется и требует очистки.
В горелке Бабингтона масло стекает по сферической поверхности. Постепенно слой его истончается до пленки. Часть топлива преобразуется в облако под действием потока воздуха из отверстия в центре агрегата, которое воспламеняется и образует факел. Несгоревшая отработка улавливается накопителем и возвращается в резервуар через отстойник для повторного использования.
Отличие этой конструкции от других в том, что через форсунку под давлением подается воздух, а не топливо. Предварительная фильтрация и удаление загрязняющих компонентов не нужны. Достаточно увеличить текучесть масла начальным разогревом.
Схема горелки Бабингтона.
Капельный тип
Отработку возможно сжечь без предварительного разогрева и наддува, пуская ее дозами в раскаленную чашечную испарительную горелку. Подачу топлива осуществляют из отдельно расположенной емкости. Чаша работает как часть обогревательного котла или теплогенератора. Отдельно это устройство не эксплуатируется, в отличие от истинных горелок, способных к установке в отопительных агрегат ах разных конфигураций.
Для жидкого топлива
К мобильным и производительным устройствам относят горелку пиролизного типа. Масло состоит из углеводородов, которые, сгорая при комнатной температуре, окисляются не полностью, выделяя незначительное число калорий и большое количество копоти. Поэтому его разогревают до градусов, когда горючее расщепляется на фракции.
Когда емкость с порцией топлива поджигают, с поверхности начинают испаряться и улетучиваться в камеру дожига легкие компоненты масел. Там они сгорают до бесцветного углекислого газа и незначительных фрагментов сажи, выделяя тепло.
Достоинства этого метода:
- компактная конструкция;
- экономичное сжигание топлива;
- экологичная безопасность процесса.
Горелка пиролизного типа относится к мобильным устройствам.
К недостаткам относят сложную конструкцию первоначального воспламенения рабочего состава, когда нужно разогреть большую массу горючего.
Инжекционная с наддувом
Этот тип горелки используют для образования факела с температурой +1200…+1400°С. Регулировка осуществляется интенсивной накачкой воздуха (в металлургии баллонного кислорода), что уменьшает расход масла и повышает производительность агрегата.
К недостаткам относят:
- сложность изготовления и подгонки деталей;
- необходимость фильтрации топлива;
- обязательную установку автоматики.
Конструкция энергозависима и потребляет 20-25 Вт на выработку 1 кВт тепла.
Работа горелки
В статье приведена упрощенная схема горелки, которая позволяет понять принцип ее работы. Смесь после распыления поджигается, а пламя используется для каких-либо целей. Вы можете поставить эту горелку в котел, работающий на любом типе топлива. В принципе, никто не мешает вам сделать котел самостоятельно. Обратите внимание на то, что практически нет испарения при работе – все процессы протекают при низкой температуре, главную роль играет сжатый воздух.
Чтобы более эффективно происходило горение, можно сделать систему подогрева, только использовать в ней маломощный ТЭН. В этом случае повысится эффективность, улучшится теплоотдача, пламя будет иметь красивый и ровный факел.
Принцип работы
Существуют 2 вида этих устройств, которые отличаются по принципу работы:
- испарители (капельные);
- форсунки (наддувные).
В капельных устройствах топливо под действием высокой температуры, вызванной первичным горением, проходит процесс пиролиза (термического разложения), затем поступает в зону горения, где происходит основное горение.
При этом система подачи обеспечивает стабильный уровень топлива в чаше испарителя, благодаря чему горелка постоянно работает в одном режиме.
Эффективного изменения мощности этих устройств не существует, можно ограничивать подачу воздуха или снижать уровень топлива в чаше, но каждое такое действие требует перенастройки горелки. Если же не провести настройку заново, то резко возрастет сажеобразование в топке и дымоходе.
В наддувных горелках сначала смешивают воздух с отработкой, формируя масляный туман, затем смешивают со вторичным воздухом до образования оптимального соотношения, при котором топливо полностью окислится.
Существует 2 вида наддувных горелок:
- Бабингтона;
- эжекторная.
Горелка Бабингтона – это округлая поверхность, по которой стекает разогретое масло. В поверхности просверлено калиброванное отверстие небольшого диаметра.
Проходящий воздух уносит с собой частицы отработки, остальное же масло стекает в приемную емкость, затем насос подает его к калиброванному отверстию, через которое оно опять попадает на округлую поверхность.
Поток воздуха с частицами масла поступает в зону горения и смешивается там со вторичным воздухом. Преимуществом этой горелки является простота изготовления, однако полноценная регулировка мощности недоступна, только режим старт\стоп.
При работе в автоматическом режиме смесь разжигают с помощью искры или нагретого до нескольких сотен градусов кусочка металла.
В эжекторных горелках топливо и воздух через калиброванные отверстия подают в смесительную камеру, где происходит первичное перемешивание, причем отработка может поступать как под давлением, так и самотеком.
Оба типа эжекторных смесителей работают в большом диапазоне мощностей, однако регулировка этого параметра более эффективна в устройствах, куда отработка поступает под давлением. Затем воздух с маслом подают в зону горения, где он смешивается со вторичным воздухом и сгорает. Для розжига факела чаще всего используют электродуговой разряд.
Более подробная информация о различных типах горелок есть в этих статьях:
- Печи на отработке.
- Котлы на отработке.
Преимущества горелки Бабингтона
У такой конструкции довольно много преимуществ. Самое главное – нет необходимости предварительно очищать отработанное масло. Ведь вы понимаете, что в отработке может содержаться очень большое количество примесей. Собственно, поэтому у масла такой специфический черный цвет. Также нельзя обойти стороной и второе преимущество – простоту изготовления. И если вы умеете работать с инструментами, то без труда сделаете эффективный и простой источник тепла на дешевом топливе.
Испарительные горелки на отработанном масле нуждаются в дополнительном источнике тепла. Поэтому приходится ставить ТЭНы, которые потребляют большое количество электроэнергии. Либо же можно усложнить конструкцию, чтобы масло подогревалось и образовывались легковоспламеняющиеся фракции. Что касается схемы Бабингтона, то она очень простая – без испарения обойтись еще можно, вот только компрессор обязательно использовать. Это вариант конструкции с облегченным распылением топлива.
Качественные бренды горелок
Считается, что качество и надежность вне конкуренции обеспечивают североамериканские производители (США и Канада). Их продукцию устанавливают на промышленные отопители помещений. Из европейских популярны немецкие и австрийские фирмы в силу традиционной культуры производства. Китайские, корейские и польские изделия являются репликами промышленных горелок для подсобных помещений в домашнем хозяйстве. Они отличаются ценовой доступностью и многофункциональностью.
Nortec
Китайский лидер климатического оборудования предлагает бюджетные универсальные горелки серии WB. Источниками тепла служат жиры животного происхождения, печное топливо, отработка растительных и автомобильных масел, дизтопливо. Для перенастройки системы при смене вида используемых углеводородов достаточно отрегулировать механизм подачи воздуха в ручном режиме.
Nortec – универсальная горелка.
Особенности использования универсальных горелок фирмы Nortec:
- запрещается применение бензина, растворителя, веществ, образующих при нагревании взрывоопасные смеси;
- для облегчения запуска и обеспечения заявленного режима работы следует разбавлять масла дизельным топливом в пропорции 10:1;
- не рекомендовано сжигание свежих, не бывших в работе нефтепродуктов.
Продукция сертифицирована.
Euronord
Китайский производитель выпускает горелки «Евронорд» для установки на стационарные и мобильные теплогенераторы и печи водяного отопления для закрытых помещений. Они оснащены компрессорным и вентиляторным оборудованием для подачи масла и воздуха. Линейка моделей представлена одноступенчатым типом горения от 16 до 230 кВт.
Преимущества продукции фирмы:
- предварительная очистка топлива производится в фильтрационном сегменте, более удачном, чем фильтр, подобный автомобильному;
- воздушная магистраль проходит по камере подогревания масла, что улучшает степень сгорания компонентов;
- подогрев топлива является двухуровневым.
Производитель реализует продукцию с сертификатами безопасности и качества.
Euronord EcoLogic
Горелки «Евронорд Эколоджик» адаптированы для обогревательных конструкций мировых производителей благодаря унитарному посадочному месту, что облегчает монтажные и обслуживающие работы.
Euronord EcoLogic – горелка для обогревательных конструкций.
Рабочие механизмы и функциональные части доступны без снятия всего агрегата.
Электроника, блок управления и электрика от европейских производителей уровней германского Siemens и итальянского Fida.
DanVex
Финский концерн DanV ex Oy (Osakeyhtio) предлагает российскому потребителю готовые к монтажу вентиляторно-компрессорные горелки в комплекте с компрессорами собственного производства. Приборы на жидком топливе DanVex предназначены для работы на отопительных агрегатах фирмы, но интегрируются в конструкции сторонних производителей при соответствии технических характеристик и размеров фланцев.
Olympia
Российская предлагает потребителю горелки на отработанном масле модельного ряда AL. Для бытовых нужд используют одноступенчатое устройство AL-4V мощностью от 15 до 45 кВт. В комплектацию включен плавающий топливозаборник с насосом и фильтром на кронштейне. Кислород нагнетается воздушным компрессором с давлением 2 бара. Горелка оснащена системой непрерывной продувки для предотвращения оплавления деталей при ее остановке. Подходят все сорта отработки и их смеси. Горелку устанавливают на различные типы жидкотопливных котлов и термогенераторов.
Olympia – горелка на отработанном масле.
«Ставпечь»
Котельный завод в г. Ставрополь производит тепловые приборы под торговым брендом Stavpech: котлы, калориферы, комплектующие и автоматику по приемлемой цене. Также он выпускает горелки «Гном» мощностью от 10 до 35 кВт.
Ее особенности:
- топливо в камеру сжигания подается сжатым воздухом от компрессора;
- масло нагревается ТЭНами топливного бачка и подогревателем в сопле;
- подача первичного воздуха регулируется редуктором, вторичного – вентилятором;
- сжигаются минеральное и синтетическое масла промышленного происхождения и растительное рапсовое, животные жиры и их смеси произвольной дозировки.
Горелка универсальна и работает на водогрейном оборудовании и генераторах тепла иных производителей.
Переделка промышленных горелок
Стоит заметить, что сделать горелку на масле-отработке с нуля намного проще, нежели переделывать промышленные образцы. Ведь все равно потребуется вкладывать средства. Например, при переделке горелки на дизтопливе придется затратить довольно много денег. В итоге и конструкция оказывается весьма сложной и требуется подогревать масло. Намного дешевле купить готовую масляную горелку или сделать ее самостоятельно.
Некоторые пытаются сделать горелку из паяльной лампы. Но это не очень хороший вариант, так как принцип работы у нее сильно отличается от того, какой необходим. В паяльной лампе форсунка прогревается, а масло вытесняется за счет давления из форсунки. Бензин – это очищенное топливо, чего не скажешь об отработанном масле. В нем есть и примеси металлов, и продукты сгорания солярки или бензина, а также иные виды загрязнений. В итоге форсунка засоряется очень быстро. Можно, конечно, модернизировать ее, но овчинка выделки не стоит – слишком дорого и трудозатратно. Поэтому рекомендуется отдать предпочтение горелке Бабингтона.
Характеристики печей
Печь на отработанном масле хороша тем, что может работать на самом низкокачественном и дешевом топливе. В этом плане повезло тем, кто работает мастером по ремонту автомобилей в собственном гараже – занимаясь плановой заменой машинного масла, можно добывать отработку практически в неограниченных количествах. Масляная печь и сама собой отличается своей дешевизной, ведь ее можно собрать из остатков старого железа.
Отработанное масло – это очень дешевый вид топлива, а для автомастерских и совсем бесплатный.
Масляная печка на отработке сжигает топливо максимально безопасным способом. Если поджечь отработанное масло, налитое в какую-нибудь емкость, оно будет чадить и коптить, рождая адские ароматы и заполняя обогреваемые помещения едким и далеко не безопасным дымом. Да и тепла от такого горения будет образовываться очень мало. Печь на отработанном масле, обладая продуманной конструкцией, сжигает топливо так, что оно не образует копоти.
В зависимости от конструкции печи и ее размеров, она может обогревать площадь до 500 кв. м. и даже больше. Расход масла мизерный – он составляет от 0,5 до 5 л/час, в зависимости от мощности агрегата. Температура горения достигает +400-500 градусов. Средняя высота дымохода – от 4 до 5 метров. Печки могут работать как на чистом, так и на загрязненном топливе. Полученное тепло может использоваться в самых разных целях:
- Для прямого обогрева помещений за счет образуемого тепла;
- Для приготовления пищи (подходят лишь некоторые модели);
- Для работы в составе систем водяного отопления.
Таким образом, печь на отработке – это довольно универсальный отопитель, обладающий простым устройством, высокой эффективностью и дешевизной.
Что потребуется для самостоятельной сборки
А теперь подойдем ближе к тому, как сделать своими руками горелку на отработке. Плюс очевиден – вы получите качественное устройство, которое будет идеально работать, сможет составить конкуренцию любому промышленному образцу. А самое главное – стоимость у него оказывается очень низкой. Вам потребуется наличие компрессора, способного обеспечить давление не менее 2 Атм.
Идеальный вариант – от старого холодильника. Также вам нужно иметь такие материалы:
- Топливный бак с установленным в него ТЭНом. Нагреватель работать будет не постоянно, с его помощью происходит частичный прогрев масла.
- Второй бак, предназначенный для сбора масла, не отправленного в форсунку.
- Медная трубка, чтобы подавать воздух к сфере горелки.
- Трубка для слива отработки.
- Насос для перекачки излишков в основной бачок.
- Металлическая труба диаметром 2 дюйма для сопла.
- Тройник для двухдюймовой трубы.
- Материалы для сферической форсунки.
Когда подготовите все материалы, можно начинать изготовление горелки на отработке для твердотопливных котлов.
Сначала вам нужно сделать форсунку сферической формы, по ней в дальнейшем будет стекать топливо. В сфере делаете отверстие, диаметр должен быть примерно 0,25 мм. Обратите внимание на то, что от диаметра зависит мощность самодельной горелки. Чем меньше диаметр, тем ниже мощность и наоборот. Все трудности вас ожидают именно при изготовлении форсунки. Канал для прохода воздуха необходимо делать идеально ровным. Необходимо, чтобы бил воздух вперед, а не по стенкам форсунки. Лучший вариант – сделать отверстие на специальном станке.
Но если вам улыбнется удача, и вы найдете жиклер с нужным диаметром, то не упустите возможность и поставьте его в центре сферического элемента. Если же не находите полусферу, можно использовать небольшой отрезок листового металла с прикрепленным внутри жиклером. В результате вы получите форсунку для распыления масла. В нее будет поступать прогретое топливо, а распыление происходит благодаря поступающему воздуху. При установке такого устройства в универсальный котел вы получаете эффективный и дешевый источник тепла.
Делаем капельный отопитель
Чаще всего для сборки капельниц мастера-умельцы используют старые кислородные и пропановые баллоны с диаметром 220 и 300 мм соответственно. Первые предпочтительнее из-за мощных толстых стенок, способных долго служить и не прогореть. Также подойдет труба из низкоуглеродистой стали (Ст 3—10) с толщиной стенок от 5 мм.
Металлопрокат для остальных деталей подбирайте по чертежу печи с верхней подачей отработки в зону горения. Вентилятор для нагнетания – «улитка» от салонного отопителя ВАЗ 2108 либо его китайский аналог, топливная магистраль – нержавеющая трубка диаметром 8—10 мм.
Технология изготовления такая:
- Сделайте пламенную чашу из обрезка трубы или возьмите готовую стальную емкость. Она должна выниматься через ревизионный люк, так что не делайте поддон слишком большим.
- Вырежьте в корпусе проемы для дымоходного патрубка и прочистного люка. В последнем сделайте обрамление и установите дверцу (можно с креплением на болтах).
- Изготовьте дожигатель. Не торопитесь сверлить все отверстия, указанные на чертеже, выполните сначала 2 нижних ряда. Остальные доделаете в процессе настройки печи.
- Приварите к дожигателю крышку и воздуховод с фланцем для монтажа вентилятора. Присоедините устройство топливоподачи, как это сделано на фото.
- Соберите отопительный агрегат и подсоедините его к дымоходу.
Предлагаем ознакомиться: Какие бывают стили в одежде для мужчин
Дожигатель на фото крупным планом – вид сбоку и с торца
Чтобы регулировать мощность нагрева, нужно предусмотреть управление оборотами вентилятора и устройство для дозирования топливоподачи (как правило, применяют автопоилку с разрывом струи). По отзывам мастеров на популярном форуме, где обсуждаются вопросы отопления отработкой, расход горючего в печи можно контролировать визуально. Тенденция такая: если в разрыве струи масло идет каплями, то сгорает меньше 1 литра в час, а когда течет тоненькая струйка – более 1 л/час.
Разные конструкции чаш для капельницы
Сборка горелки
А теперь давайте поговорим о том, как сделать горелку на отработке и запустить ее. По сути, после изготовления форсунки можно смело утверждать, что основная часть изготовлена и ожидается только сборка. Теперь нужно все объединить в корпусе. А в его качестве можно использовать тройник и прикрученную к нему металлическую трубу. Длина ее должна быть примерно 20-40 см. Форсунка должна привариваться или прикручиваться к трубке, которая подает воздух. Второй конец трубки соединяется с компрессором.
Распылитель ставится внутри тройника и закрепляется при помощи фитингов. В самом тройнике нужно сделать отверстие, в него ставится трубка для подачи отработанного масла. Необходимо, чтобы она заканчивалась над распылителем. В качестве отводящей трубки используется нижний элемент тройника. Сюда вворачивается переходник для тонкой трубки, по которой будут уходить излишки в сливной бачок. Чтобы организовать подачу и отвод масла, нужно применять гибкие медные тонкие трубки.
Преимущества и недостатки
Главное достоинство, из-за которого обрела широкую популярность самодельная горелка на отработке Бабингтон, — это ее всеядность, о чем уже говорилось выше. По сути, на сферическую поверхность можно лить какое угодно нагретое масло разумной степени загрязненности, правильно сделанная горелка будет все равно устойчиво работать. Не страшны ей и примеси бензина или антифриза, разве что их соотношение с маслом будет один к одному, тогда неизбежно возникнут проблемы. И то, это вовсе не повод избавляться от подобной смеси, для нормального функционирования горелки на отработанном масле ее потребуется хорошо разбавить «правильной» отработкой, а потом пускать в дело.
Другое преимущество – это простота конструкции, из-за чего мастера – умельцы быстро освоили данное изделие. И правда, изготовить «сердце» аппарата из шара или полусферы, помещенного в корпус, достаточно просто. Несколько сложнее организовать топливоподачу и нагнетание воздуха, да еще настроить всю систему, чтобы горелка Бабингтона, сделанная своими руками, работала устойчиво и безопасно. Но зато здесь есть широкий простор для внедрения различных технических решений.
Из серьезных недостатков агрегата бросается в глаза лишь один. Это постоянное наличие грязи в помещении, где функционирует горелка на жидком топливе. К сожалению, невозможно полностью исключить случайный разлив или просачивание загрязненного машинного масла через неплотности, даже если все сопряжения герметичны и установлена автоматика горелки Бабингтона. В той или иной степени грязно в помещении будет, с этим придется смириться.
Благодаря своей популярности и простоте горелка для котла на отработке изготавливается мастерами в разных вариациях, мы же возьмемся описать самую простую конструкцию, которая будет доступна для повтора в домашних условиях. Для начала нужно подобрать необходимые материалы, вот их перечень:
- Стальной тройник с внутренними резьбами диаметром 50 мм – для корпуса.
- Сгон с наружной резьбой диаметром 50 мм – для сопла. Длина его принимается по желанию, но не менее 100 мм – для сопла.
- Колено из металла ДУ10 с наружными резьбами – для подключения топливной магистрали.
- Трубка медная ДУ10 необходимой длины, но не менее 1 м – на топливную магистраль.
- Металлический шар или полусфера, свободно входящая в тройник – для рабочей части.
- Стальная трубка не менее ДУ10 – на подключение воздушного тракта.
Чтобы сделать горелку на отработке своими руками, надо произвести одну точную операцию – проделать отверстие по центру сферы. Диаметр отверстия – от 0.1 до 0.4 мм, идеальный вариант – 0.25 мм. Сделать его можно 2 способами: просверлить инструментом соответствующего диаметра либо установить готовый жиклер на 0.25 мм.
Проделать точно столь маленькое отверстие нелегко, тонкие сверла запросто ломаются. Инструкция, как это правильно сделать, показана ниже:
Другой способ выполнить калиброванное отверстие в сферической части автономной горелки – вставить туда жиклер требуемого диаметра. Для этого просверливается отверстие, чей диаметр чуть меньше наружного диаметра жиклера, и обрабатывается разверткой. Жиклер запрессовывается внутрь и полируется, как рассказано на видео:
Когда эта операция завершена, производим сборку горелки, опираясь на чертеж:
Сбоку сопла надо выполнить отверстие достаточно широкое, чтобы производить розжиг агрегата. Спираль нагрева горючего не нужна большая, достаточно 2-3 витков. Готовое изделие можно закрепить на монтажной пластине и встроить в любой котел, в том числе и самодельный. По окончании работы нужно присоединить воздушную и топливную магистрали, а потом организовать подачу масла и воздуха. Простейший способ топливоподачи – самотеком, для этого емкость с отработкой подвешивают к стене выше горелочного устройства и прокладывают от нее трубку.
Если же задействовать для перекачки масла насос, то впоследствии можно задействовать датчики контроля и блок управления, тогда у вас получится автоматическая горелка, которую эксплуатировать будет безопаснее. Подробная инструкция по подбору материалов и сборке устройства показана на видео:
Если все сделано правильно и диаметр воздушного отверстия составляет 0.25 мм, то расход топлива у горелки не должен превышать 1 л в час. Черной копоти при горении быть не должно, нужно добиться ровного горения факела. Настройка осуществляется перемещением сферы вперед–назад или изменением давления воздуха. С его нагнетанием справится любой компрессор, даже от холодильника, так как рабочее давление не бывает выше 4 Бар.
Завершение изготовления
У горелки будет мощное пламя, но для бесперебойной работы важно, чтобы все конструкции внешних элементов были продуманы грамотно. В рассмотренном варианте отработка стекает по распылителю в форме сферы, но большая часть возвращается обратно в бак, небольшое количество попадает в сопло. Для увеличения эффективности рекомендуется установить в основном баке хотя бы слабенький нагревательный элемент. Если нет желания вручную переливать масло из одного бака в другой, нужно установить небольшой насос. Устанавливается он между бачками и позволяет перекачивать из одного в другой масло, обеспечивая тем самым круговорот.
Для увеличения ресурса агрегата рекомендуется соединения обрабатывать высокотемпературными герметиками. На ТЭНе рекомендуется поставить термостат (если такой не предусмотрен). Масло достаточно прогревать до температуры 70 градусов, больше смысла нет. В конечном результате у вас должно быть три узла, потребляющих энергию. К ним относятся:
- Компрессор.
- Масляный насос.
- Нагревательный элемент.
К сожалению, сделать полностью энергонезависимую конструкцию не получится, так как не рекомендуется исключать ТЭН или масляный насос. Что касается компрессора, то без него горелка работать вообще не будет. Но все равно вы много экономите на топливе — отработанное масло стоит копейки.
Как появилась горелка?
Еще в 1969 году изобретателю Роберту Бабингтону был присвоен патент на данную горелку. Правда на сегодняшний день его срок уже давно истек. В 1979 году Бабингтон предложил новую конструкцию горелки. Она принципиально отличалось тем, что имела двойной распылитель воздуха. Это изобретение было очень похоже на горелку «Ейртоник», которая также была изготовлена по технологии данного изобретателя. Использовалась она в военных целях на полевой кухне. Естественно, что в работу горелка приводилась от дизельного топлива и была незаменима. Конечный вариант был предложен Джоном Арчибальдом. Многие именно этого человека называют изобретателем горелки Бабингтона. Но однозначный ответ дать невозможно. Да и вряд ли для нас это играет существенную роль. Самое главное, это суметь создать такой агрегат своими руками и добиться его эффективной работы. К счастью, сделать это не так и сложно, как может показаться на первый взгляд.