Чем отличается кап от сувеля. Где найти, как заготовить и высушить без трещин

Оригинальным решением для творческих идей мастеров по дереву является создание декора или сувенирных изделий, используя кап или сувель березы. Эти материалы отличаются от другой древесины уникальностью рисунка на срезе.

Кап березы представляет собой нарост на дереве, из которого торчат тоненькие веточки дерева, с образовавшимися на них почками. У него очень высокая плотность, выше даже, чем у ствола самого дерева. Узор на срезе капа оригинален и неповторим. Годичные кольца дерева переплетаются с точечными вкраплениями и создают уникальный рисунок.

Обработка капа березы своими руками непроста из-за высокой твердости материала. После обработки изделие напоминает малахит и отливает перламутром. Цвет узора молочный с черными и коричневыми оттенками.

Сувель вырастает на дереве из-за его болезни или повреждения и растет гораздо быстрее, чем кап. Этот материал мягче и податливее капа в обработке. Имеет уникальные узоры, напоминающие мрамор, которые образовываются за счет его положения на дереве.

Древесный сувель

Сувелем называется нарост на березе или другом лиственном дереве, который образовывается в два или три раза быстрее роста дерева. Спровоцирован он, чаще всего, болезнью, которую называют древесной раковой опухолью. Причина его появления до конца еще не изучена.

В народе эти образования называют древесной костью. Такое название происходит из-за изображения на срезе, которое повторяет разводы мрамора, а в тонких местах напоминает кость.

Часто обыватели путают кап или сувель с другими образованиями. Больше всего кап путают с чагой. Отличие чаги от капа на березе заключается в том, что чага — это не нарост, а гриб, который вырастает на стволе, после попадания его спор в поврежденную кору.Чагу можно срезать с дерева любыми подручными средствами, а вот кап будет сложно срубить даже топором из-за его высокой плотности.

Обработка капа и сувеля доставляет удовольствие мастерам по дереву, хоть занятие это не из легких. Кап особенно труден в обработке, но рисунки, которые открываются при шлифовке материала, удивляют уникальностью и разнообразием.

Кап и сувель березы идеально подходят для создания декоративных изделий. Благодаря их оригинальной текстуре, нет необходимости создавать резные узоры. Поэтому из них делают цельные поделки и украшения — все то, что прекрасно смотрится в полированном состоянии.

Где и для чего используют кап?

Древесный кап широко используется в декоративно-прикладном искусстве. Он всегда был в цене. Но сегодня спрос на кап подстёгивается активным развитием кустарных промыслов, которое можно наблюдать в последние годы. Древесина капов высоко востребована скульпторами, мебельщиками и краснодеревщиками, а также другими мастерами, которые так или иначе связаны с обработкой древесины и резьбой по дереву. В том числе и ножевых дел мастерами, которые используют кап для изготовления рукоятей ножей. В ножах особенно гармонирует кап с дамасской сталью (дамаском).

Цвет, рисунок и текстура обработанного капа художественно и эстетически обогащают и насыщают готовое изделие. Кап очень ценят за его естественную красоту и отменные технологические свойства, что возводит его на один уровень с экзотическими породами дерева. Практичность и редкость делает кап ещё более дорогостоящим.

Применение капа. Большое разнообразие типов капа и предсказуемое поведение при ручной или машинной обработке, открывает огромный простор для их применения. Из капа делают различные изделия:

  • натуральный шпон – используют для изготовления мебели, бильярдных столов и декоративной отделки интерьера;
  • настольные игры – шахматные доски и фигурки для шахмат, нард, шашек и т.п.;
  • предметы декора и интерьера;
  • картинные рамы и рамки для фотографий;
  • шкатулок и различных хозяйственных предметов;
  • рукояток ножей;
  • элементы внутреннего оформления автомобилей;
  • бижутерии и мелких поделок – бусы, браслеты, амулеты, прочее.

В зависимости от условий произрастания деревьев – на равнине или в горах – текстура капов получается очень разнообразной. Это делает рисунок капов неповторимым. Очень удачное сочетание с таким качеством как прочность.

Текстура

Кап и сувель березы отличаются своей текстурой от любой другой древесины. Неповторимые узоры на срезе можно объяснить процессом образования.

Кап вырастает на березе по разным причинам:

  1. Под корой начинает зарождаться почка, но из-за твердости коры не может ее пробить. К почке поступают питательные элементы, за счет которых образуются придаточные почки. Их развитие и невозможность пробиться, образуют нарост на дереве.
  2. Механические повреждения, причиненные человеком, животными, насекомыми или природными явлениями, тоже могут стать причиной остановки нормального развития почки. Но она стремится к жизни, несмотря на свою деформацию и образует новый нарост на стволе.
  3. На месте появления почки, дерево отдает все свои силы развитию капа из-за бактерий, грибов или поздних весенних заморозков.

Понимая схему образования капа, который растет очень медленно, но с годами становится все больше, можно предположить, что рисунок создаваемый приростом древесины и придаточными почками будет поистине уникальным. Капы, выросшие на стволах, имеют более витиеватую и выраженную структуру, чем прикорневые.

Годичные кольца перекручены и переплетены с сердцевинами отростков. Рисунок на срезе сразу не виден. Он проявляется лишь после того, как древесину обработают посредством шлифования, полировки и тонирования. Изделия из капа после обработки имеют разные оттенки и отливают перламутром. Узоры напоминают малахит.

Сувель имеет структуру, отличающуюся от капа, но по-своему уникальную и изысканную. Изображение на срезе сувеля напоминает волны, полоски, пятна или изгибы. Такой рисунок получается из-за неровного образования колец древесины, вследствие болезни дерева или механических повреждений.

Гладкая и мягкая поверхность сувеля легче поддается обработке. Готовые изделия из этого материала поражают своим сиянием и разнообразием узоров, напоминающих поверхность мрамора.

LiveInternetLiveInternet

Кап – нарост на деревьях разного размера (от небольшого, со спичечную головку до гигантских, весом более одной тонны), возникающий в местах близко «сидящих» друг к другу придаточных почек и в зонах обильного развития побегов дерева. Каповая древесина обладает высокой прочностью, плотностью (830-950 кг\м3), практически не горит, не усыхает. Из-за этих свойств материал не нашел никакого промышленного применения.

Чаще всего в северных широтах встречается березовый кап, реже – рябиновый, сосновый и еловый. Не следует путать кап с распространенным паразитом – грибом чагой, ведь кап по своей сути есть продолжение дерева, а не инородное образование.

Текстура капа разнообразна из-за разных условий роста деревьев – количества света, влажности воздуха, даже место (равнина или пригорок) влияет на рисунок. Именно из-за такой уникальной текстуры (в чем-то схожей с рисунком карельской березы) со сложным переплетением годичных слоев и вкрапления спящих почек кап востребован мастерами-резчиками.

Рисунок каждого капа с хаотичным переплетением волокон и россыпью черных точек уникален – невозможно найти два одинаковых среза. Стили резьбы мастеров и их секреты в обработке этого непокорного материала делают фигурные работы эксклюзивными. При всем желании мастер не сможет вырезать один в один похожую работу – волокна древесины, по-разному переплетенные в разных кусках капа, попросту не дадут это сделать.

Сувель – брат-близнец капа с ярко выраженной полосообразной текстурой. На деревьях сувель встречается чаще, чем кап. Отличить один от другого до обработки практически невозможно, но при изготовлении работ кап выдает себя полусферическими бугорками – спящими почками – которые отсутствуют в текстуре сувеля.

Добывают кап (сувель) не бездумно валя лес, а аккуратно срезая наросты, которые вытягивают соки из дерева. Получившиеся ранки обрабатывают парафином, глиной, масляной краской или известью, для того, чтобы в дерево не попали вредные микроорганизмы, и оно не погибло.

.

Мастера, занимающиеся художественной обработкой капа (сувеля), режут небольшие фигурки в среднем 2-3 дня, но отшлифовывают их вручную не меньше месяца — сначала для придания гладкости различными абразивами и лишь после того, как даже самая тонкая ткань не цепляется за работу, завершают шлифовку сукном. В результате такой скрупулёзной обработки дерево на ощупь становится чрезвычайно гладким и теплым.

Заготовка

В природе сувель встречается гораздо чаще капа. Встретить деревья с такими поражениями можно в лиственных или смешанных лесах, расположенных как в сухой, так и в болотистой местности. Надо учитывать, что спил сувеля или капа на растущей березе, может повлечь ее гибель. Поэтому после спила материала, необходимо замазать живой слой варом.

На погибших деревьях образования бывают уже поражены гнилью и не годятся в производство. Поэтому найти подходящий материал для заготовки непросто. Делать это лучше в середине осени.

Выяснить по виду образования, каким оно будет на срезе нельзя. Но чем кривее и извилистее сувель и чем больше прутиков на капе, тем, предположительно, будет насыщеннее узор. Работать с таким материалом сложнее, но интереснее.

Спилить сувель и кап довольно сложно, цепи тупятся быстро, поэтому необходима хорошая заточка инструмента. Можно спилить ножовкой или лучковой пилой, но это потребует много физических усилий.

Березовый сувель имеет разную текстуру при срезе. Она может быть ярко выраженной или совершенно не видна. Сувель с текстурой, которую плохо видно обычно обладает более высокой прочностью. Но никогда не угадаешь по виду нароста, что в нем присутствует полость или красивый витиеватый изгиб.

Прочность – преимущество и недостаток капа.

Кап – очень твердый и прочный материал. Это является одновременно его преимуществом и недостатком. Несмотря на свою предсказуемость, древесина капа отличается высокой твердостью и чрезвычайно трудна для обработки на токарном станке или ручным инструментом. Всему виной разнонаправленный рост волокон: это причина уникальной текстуры капа и его удивительной прочности. При этом старый кап может быть очень твердым, поскольку его закрученные волокна со временем уплотняются.

Поэтому чтобы в полной мере раскрыть всю естественную красоту капа, придётся изрядно попотеть. Но этот кропотливый труд будет с лихвой оплачен желающими купить кованый нож ручной работы с каповой рукоятью.

Сушка

Для того, чтобы заготовка не расслоилась и не разрушилась, высыхая естественным образом, необходимо ее высушить постепенно. Высушить сувель или кап березы в домашних условиях можно несколькими способами.

Вот два самых популярных из них:

  1. Выварка в воде с поваренной солью. Такой способ подходит для небольших кусков березы. Заготовка очищается от всех ненужных наростов, лохмотьев и грязи и помещается в воду, которая должна быть выше на 2 см. На 1л. Воды нужно 2 ст.л. соли. Затем, в воду необходимо добавить смолистые опилки, которые в итоге придадут изделию оттенок охры. Кипятить необходимо 6-8 часов, затем осторожно вынуть и промыть заготовку под проточной водой. Через двое суток процедуру варки нужно повторить, но уменьшить время кипячения на пару часов. Через двое суток процесс кипячения нужно при необходимости повторить, убавив время еще на пару часов. После этого вынуть из кипятка и ободрать на горячей заготовке остатки коры. Через 2-3 недели материал готов к обработке. Такой метод подходит только для заготовок маленьких размеров!
  2. Заготовки более крупных размеров сушатся дольше. Ни в коем случае при домашней сушке нельзя заносить заготовку в сухое помещение. Подготовленные спилы нужно покрыть краской или олифой. При правильной сушке, высыхают они в течение 2-3 месяцев. Температура при этом должна быть около 10-15 градусов. Затем их можно убрать в помещение, где они досохнут окончательно и будут готовы к обработке примерно через полгода.

Изготовление эксклюзивной шкатулки из капа. Часть 2. Разметка и фрезерные работы.

Итак, перехожу ко второй части мастер-класса.

Первая часть здесь>>.

В этой части сделаем нужную нам разметку и, с помощью фрезера, произведем выборку двух частей массива заготовки (сам корпус и крышку).

Разметку необходимо сделать и на корпусе, и на крышке.

Из опыта моей работы, толщина стенок в 8 мм — вполне достаточна для такого размера шкатулки. А заготовка получиась такой (размеры из-за ее неправильных форм брались по максимальным):

— корпус: высота 38 мм, длина135 мм, ширина 83 мм;

— крышка: высота 38 мм, длина 135 мм, ширина 83 мм.

Практически размеры корпуса и крышки совпадают. Это очень редкий случай.

С помощью линейки и карандаша очерчиваем по периметру контур будущей выборки (8 мм).

После очерчивания, проводим посередине заготовки прямую линию.

На этой линии у нас будут находится магниты, которые, далее мы вклеим для надежного крепления крышки к корпусу. Чтобы под размещение магнитов диаметром 6 мм у нас было достаточно места, на линии увеличиваем толщину края (показано карандашом). На правом краю заготовки пришлось край увеличить автоматически, из-за неправильной формы заготовки (к низу ее размер уменьшается).

На краях корпуса в створе нашей прямой линии делаем карандашом две риски.

Эти риски переносим на крышку шкатулки ( ведь в этих местах нужно будет так же сделать утолщение стенок).

Остается перенести наши риски на горизонтальную часть крышки, провести прямую линию и, аналогичным образом, очертить 8 мм линию.

Места под расположение магнитов на крышке у нас так же увеличены.

Мрожно переходить к фрезерным работам.

Замеряем толщину корпуса.

Получается, как я уже говорил выше, 38 мм. Для фрезерования нужно закрепить заготовку на рабочем столе таким образом, чтобы нижняя часть фрезера находилась по отношению к заготовке так же на высоте( 38 мм). Для этого я подбираю нужные по высоте подкладки.

В нашем случае получилось — брусочек и один слой фанеры. Чтобы заготовку надежно зафиксировать между наших подкладок, устанавливаем еще две фиксирующие детали .

Деталь готова к фрезерованию.

Пробуем пройтись на глубину 5 мм рядом с очерченным краем. При пробном проходе выяснилось, что заготовка закреплена не очень хорошо. Добавляем еще один элемент закрепления.

Теперь пробный проход получается нормально — заготовка закреплена сейчас надежно.

Увеличиваем глубину фрезерования.

Для таких шкатулок для толщины дна вполне хватит 8-10 мм. Чтобы сделать такую выборку, мне пришлось сменить фрезу на более длинну. и продолжить работу.

Очень осторожно подгоняем фрезой правый край.

А затем левый.

Заменив фрезу на фрезу большего диаметра, делаем небольшими слоями окончательную выборку.

На последне фото — выборка корпуса шкатулки.

Переходим к крышке. Я уже говорил, что ее толщина так же 38 мм. Поэтому основные подкладки на рабочем столе не меняем, меняем только вспомогательные подкладки.

Чтобы придать дополнительную устойчивость округлой заготовке, я укрепляю ее дополнительно пластилином, и , заменив фрезу на малую, диаметром 4 мм, перехожу к фрезерованию.

Здесь также проходим край, а затем этой же фрезой делаем выборку. На крышке глубина выборки достаточна 5 мм.

Пожалуй, фрезерные работы завершены.

Что будем делать дальше — расскажу в следующей части своего мастер-класса.

Спасибо за внимание.

С уважением, А.Новиков

(продолжение следует)

Обработка

Обработка капа березы своими руками – занятие творческое и интересное для любого специалиста, увлекающегося деревообработкой. Высушить кап березы в домашних условиях сможет не каждый. Для этого необходимо потренироваться на менее ценной древесине.

Нужно учесть, что заготовка для глубокой посуды из сувеля или капа, делается еще до момента сушки. То есть вырезается необходимое углубление и придается заранее продуманная форма. Затем заготовка сушится, через полгода ее можно достать и доработать до совершенства.

Как сварить боксерскую капу?

Примечание: изложенный в данной статье способ гарантированно подходит для кап Ultimatum Boxing UMG. Мы не можем утверждать, что эти рекомендации помогут вам успешно сформовать капы других производителей, особенно если они выполнены из других материалов или их комбинаций.

1. Приготовьте емкость с кипящей водой, емкость с холодной водой, ложку/половник для извлечения капы из кипятка.

2. Поместите капу в кипящую воду на 30 секунд

. Под действием температуры материал капы станет пластичным, форма начнет изменяться. Так и должно быть.

3. Извлеките капу из кипятка ложкой или половником и поместите в холодную воду буквально на 2 секунды

, чтобы остудить поверхность и предотвратить ожог.

4. Не теряя времени извлеките капу руками из холодной воды и начинайте формовку.

Формовка

— самый важный этап, отнеситесь к нему серьезно. Правильно сформованная капа будет плотно сидеть, хорошо защищать и долго служить. В случае неудачи пункты 2-4 можно повторить после полного остывания, но лучше все же сделать все с первого раза. Удачи!

Предварительно внимательно ознакомьтесь с инструкцией по формованию капы.

По мере остывания материал капы будет терять пластичность, поэтому времени заглянуть в инструкцию у вас не будет. Счет пойдет на секунды.

Наденьте капу на верхние зубы так, чтобы бороздка оказалась строго по центру.

Одновременно указательным и средним пальцами обеих рук прижимайте капу к зубам и деснам спереди, перемещаясь по всей передней площади капы, а большими пальцами прижимайте капу к верхним зубам, деснам и нёбу изнутри. Помогайте себе языком. Чем плотнее вы сформуете капу, тем больше пользы от нее будет. На все у вас буквально несколько секунд, не затягивайте. Формующие движения пальцами должны быть именно формующими, не пытайтесь плющить или растягивать капу. Просто прижимайте ее к зубам и деснам снаружи и изнутри, избегая утончения материала в местах прижима.

Закройте рот, сомкните губы и всасывающим усилием создайте вакуум в полости рта. Это повысит плотность формовки. Ни в коем случае не кусайте капу сильно, так вы ее попросту прокусите, пока материал не затвердел. Просто прикусите ее так, чтобы обозначить место положения нижних зубов в естественном прикусе. На этой стадии вы можете продолжать формовать капу массирующими движениями пальцев через верхнюю губу снаружи и языком изнутри.

Не торопитесь извлекать капу изо рта. Дайте материалу остыть и утратить пластичность, продолжая создавать вакуум в полости рта. По истечении 2 минут аккуратно снимите капу и поместите ее в холодную воду для фиксации.

10 минут в холодной воде будет более, чем достаточно. Ваша капа готова, пользуйтесь!

Применение капа и сувеля

Благодаря правильно выполненной сушке, получаются красивые и уникальные поделки из капа березы. Самые популярные изделия из капа и сувеля — это посуда изготовленная руками мастеров, деревянные украшения, различные статуэтки, подставки, шкатулки, сувенирные украшения, серьги, браслеты и т.д.

Такие изделия очень долго пахнут деревом и не теряют свой внешний вид, даже при длительном использовании. Только настоящий художник и мастер своего дела может сотворить из простого куска дерева настоящее произведение искусства!

Обработка капа и капакорня

Изготовление художественных изделий из капа и капакорня

Этимология

Откуда возникло название — «кап» и что оно означает? Некоторые этимологи считают, что это понятие очень древнее и своими корнями восходит к праиндоевропейскому слову «капут», что в переводе означает «голова». И действительно, если обратить внимание на форму капокорня, то он несколько напоминает форму человеческой головы.

Согласно другой версии, название этого материала может происходить от глагола «капать».

Не путайте!

Иногда капокорешковые изделия путают с каповыми. Это вполне естественно: каповые изделия всегда были большой редкостью и ценились весьма высоко.

По этой же причине бывали случаи, когда изделия вятских кустарей выдавались за изделия из карельской березы, которая ничего общего с капом и корешком не имеет.

Природный узор капа

Наряду с предметами, украшенными резьбой, народные мастера выполняют изделия, в которых «работает» природный узор текстуры различных пород древесины.

Примером такого вида изделий служат художественные предметы из капа и капокорня.

История

XVIII век

Производство изделий из капокорня в г. Вятка (Киров) началось в XVIII в. Основоположником этого ремесла был мастер Григорий Макаров, который стал первым изготавливать из тонких пластин капокорня шкатулки и табакерки строгих геометрических форм и правильных пропорций в духе классицизма.

Главным достижением Григория Макарова стало использование в своих изделиях деревянных шарниров. Эта идея пришла ему в голову после того, как однажды ему в руки попалась шотландская табакерка, с помощью которой он и разгадал секрет изготовления шарниров. Эта была отнюдь сложная работа, требовавшая точное и скрупулезное изготовление зубцов в соответствии с углублениями механизма.

Другой местный мастер Семен Бронников создал первые карманные часы с футляром, корпусом и цепочкой из капокорня. Со временем к этому ремеслу подключились и его сыновья — Николай и Михаил Бронниковы. В основном они занимались изготовлением часов и принимали заказы из разных регионов России. Прославилась семья мастеров Бронниковых и на мировом уровне, их изделия были представлены на Всемирной выставке в Вене в 1837 г.

Русский классицизм

Тщательность исполнения вещей соединилась затем с изысканными пропорциями шкатулок, ларчиков, унаследовавших черты русского классицизма — художественного стиля, отличающегося ясностью и строгостью форм, начиная с архитектуры и кончая предметами декоративно прикладного искусства.

XIX век

Уже в конце XIX в. в Вятке работало около 40 кустарей-каповщиков. Труд их ценился значительно выше работы других мастеров, а спрос на изделия со временем только увеличивался.

Кроме всевозможных табакерок и шкатулок, умельцы изготавливали специально для состоятельных модниц баульчики и посуду типа изысканных вазочек и сахарниц.

XX век

В начале XX в. изделия вятских каповщиков достигли такого уровня совершенства, что их стали поставлять через скупщиков на продажу в Англию, Францию и Германию. В Вятке появились первые артели каповщиков, самая первая артель «Экспорт» возникла в 1924 г., в ней работало 11 мастеров.

Примерно в то же время в городе Халтурине появилась артель «МЮД», где трудилось 100 мастеров. Остальные каповщики работали кустарно, их можно было найти в деревнях Кировской области – Лянгасы, Кушовы, Першинцы, Пестовы, Пушкари.

Артель «Идеал»

В селе Лопатовском в 1943 г. сложилась артель каповщиков «Идеал», при ней была открыта также и учебная мастерская. Прославили эту артель такие талантливые умельцы, как Вениамин Мамаев, Герман Першин и Василий Злобин. Во время Всемирной выставки в Брюсселе за свои уникальные изделия артель «Идеал» была удостоена гран-при. Со временем эта артель стала фабрикой, которая известна сегодня многим кировчанам как ООО «Идеал Плюс». На сегодняшний день это крупнейший производитель изделий из капокорня в Кировской области.

ООО «Каповая шкатулка»

Письменный набор из капа Занимается выпуском каповых изделий и другое предприятие — ООО «Каповая шкатулка». Это предприятие славится изготовлением больших шкатулок, имеющих потайные ящички, которые открываются путем нажатия на определенное место. Изделия ООО «Каповая шкатулка» знают, любят и по достоинству оценивают не только жители Кировской области, но и других городов, в частности, Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего-Новгорода.

Сегодня

Сегодня традиции капового мастерства продолжают развиваться, и здесь большой вклад вносят современные умельцы-каповщики. Одним из таких мастеров является Борис Павлович Воробьев, который в 2009 г. получил звание мастера художественных промыслов Кировской области.

Своеобразие капа

Своеобразие этих материалов — наростов на стволах деревьев и корнях берёзы, а также некоторых других видов деревьев — состоит в том, что неправильное строение, перепутанность волокон создают большую плотность и неповторимые рисунки, которые выявляются при обработке капа и капокорня.

Кап находят не только на берёзе, но и на многих других деревьях. Но именно березовый кап, по мнению специалистов, самый красивый по текстуре и цвету.

Процесс обработки капа

А заключается процесс обработки в распиливании наростов на тонкие пластины-дощечки и запаривание их. В результате имеющейся в древесине естественный краситель растворяется, окрашивая пластины в тёплый коричневый цвет, акцентируя особо тёмным тоном фантастический рисунок, образованный наплывами и волокнами древесины.

Изделия из капа

Путём столярной обработки и тщательной подгонки пластин собирают шкатулки, коробочки, портсигары, футляры для часов, визитницы, пресс-папье, обложки альбомов, блокноты, ящички, сундучки, спичечницы, подчасники (подставки для настольных часов), очечники, запонки нарукавные и грудные, мундштуки, курительные трубки, игольницы, пудреницы, оправы для карманных зеркал, рамки для фотографий, письменные приборы и другие кабинетные вещицы.

А также из капа получаются декоративные вазы, подсвечники и просто скульптуры для украшения интерьера природных форм, а также курительные трубки и рукоятки для ножей.

Шкатулки

Некоторые виды шкатулок и ларцов имеют выдвижные ящики, двухярусные крышки, снабжённые секретами для их открывания.

Мастерство столярной работы проявляется в умении ювелирно профилировать подставку коробочки, бортик крышки, вмонтировать музыкальный механизм и миниатюрный замочек. Если крышка не снимается, а открывается, то шарнир также делают из дерева.

Часы

Традиция такого ремесла сложилась у мастеров города Вятка (Киров) ещё в начале XIX в., когда из капа делали карманные часы, в которых весь механизм был выполнен из древесины разных пород. Да ещё из целого куска капа вырезали цепочку.

Стоимость изделий из капа

Стоимость изделия из капокорня зависит от рисунка. Чем тоньше рисунок и больше размер капокорня, тем выше стоимость изделия.

Раньше капов корень оценивался на глаз: чем мельче рисунок и больше кусок, тем он стоил дороже. Найдя в лесу каповый нарост, счастливый крестьянин нес его за несколько верст на оценивание к мастеру-каповщику.

Капокорень

Уже в середине ХIХ в. кап стал редкостью в вятских лесах, а в 1920-30-е годы — почти совершенно исчез. Вместе с капом вятские мастера стали использовать в ХIХ в. капокорень, а затем он и вовсе заменил кап в производстве.

Капокорень — такой же кап, но только уже не на стволе или ветках, а на корнях березы. Наплывы его бывают иногда над поверхностью земли, но чаще прикрыты почвой.

Капокорень уступает капу по прочности, а его рисунок значительно крупнее и с черными точками, но его в лесах оказалось во много раз больше.

Инкрустация из капа

Наряду с предметами, выполненными целиком из капа, мастера практикуют изготовление изделий из древесины со своеобразной структурой (орех, ильм и др.), в которых каповые пластины вводятся как инкрустация, украшающая крышку коробочки.

Поделиться ссылкой:

  • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Pinterest (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Skype (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Pocket (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на Reddit (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на LinkedIn (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Tumblr (Открывается в новом окне)
  • Послать это другу (Открывается в новом окне)
  • Нажмите для печати (Открывается в новом окне)

Понравилось это:

Нравится

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: tritovarischa@cp9.ru