Чудо из чудес – корабль в бутылке. Все видели такие волшебные вещицы, которые завораживают тайной, будят в душе жажду странствий. Один лишь вопрос никак не выходит из головы. Как этот корабль, который явно намного больше, чем отверстие в бутылке, поместился в сосуде? Многие думают, что нижняя часть бутылки была сначала отрезана, а потом приклеена. Секрет в том, что корпус судна достаточно мал, чтобы легко вписаться в горлышко бутылки. Именно так основание поделки и попадает внутрь. Но паруса и лонжероны (мачты и опоры для парусов) являются разборными. Они размещаются в конце процесса с помощью приспособлений – нитей и пинцетов. |
Старинный корабль из книжных историй
Изобретателем «бутылочных» кораблей стал обычный школьный учитель Гарри Энг. Он был полон идей и придумал, как изготовить уникальные сувениры. Его умелыми руками было создано большое количество подобных поделок, внутри которых были не только парусники. В бутылку попадали: корабли, книги, теннисные и бейсбольные мячи, навесные замки необычной формы.
Сегодня на прилавках магазинов большое количество подобных сувениров. У многих покупателей возникает вопрос, как засовывают корабль в бутылку. Кто-то долго вертит бутылку в руках, пытаясь понять секрет. Кто-то уверен, что бутылку просто разрезают, а затем склеивают. Они потом очень удивляются, если не находят никаких следов склеивания.
Но секрет довольно прост. И человеку, который любит делать что-то своими руками, не составит труда изготовить подобный сувенир. Эта интересная и творческая работа доставит большое удовольствие. Главное, понять, как корабль попадает в бутылку.
Простой кораблик из бумаги
Бумага — материал податливый, хорошо сохраняющий форму. Малышам для творчества, к примеру создания поделки для детского сада, подойдет офисная бумага формата А4.
Простой вариант знаком всем нам с детства. Чтобы ребенку было понятнее, лучше делать сразу два кораблика – один пусть делает мама, один — он сам, своими руками. Лист бумаги можно покрасить перед началом работы или сразу взять цветную.
Простая лодочка делается всего за несколько шагов. Главное – ребенок должен понять и запомнить алгоритм действий.
Воспитанникам старших детсадовских групп и ученикам 1-2 класса можно предложить сделать более сложный вариант – парусник. Для работы понадобится квадрат яркой плотной бумаги или тонкого картона.
Квадрат складываем по диагоналям – сначала по одной, потом по другой, тщательно проглаживаем пальчиком сгибы, расправляем.
Следующий шаг – подгибаем уголки к центру квадрата, снова проглаживаем сгибы. Один из них отгибаем, оставив небольшой выступ шириной до 1 см.
Противоположный треугольник разворачиваем. Заготовку складываем пополам, сворачивая частично развернутый уголок и расправляя полностью раскрытый.
Можно использовать другую технику создания кораблика-парусника своими руками. Для такой поделки также нужен квадрат бумаги.
Не менее оригинально и эффектно смотрится кораблик из бумаги, сделанный в стиле оригами, с двумя трубами.
«Бутылочный» фрегат
Существует несколько способов, как засовывают в бутылку корабль. Рассмотрим наиболее популярные.
Первый вариант достаточно прост. Из материалов понадобятся:
- стеклянная или пластиковая бутылка с широким горлом;
- складная модель парусника;
- нитки, шарнир;
- декоративная крышка или пробка.
Кораблик можно приобрести в магазине (нужно выбирать модель со съемными деталями) либо сделать собственноручно. Важным условием является гибкость мачты, которую можно наклонять в стороны. Для этого в ее основание закладывают шарнир, обеспечивающий достаточную гибкость. К мачте крепятся нити такелажа. В сложенном виде кораблик беспрепятственно может пройти сквозь горлышко бутылки. Для наглядности все этапы работы показаны на картинке.
- Сначала нужно установить основание, к которому крепится кораблик. Затем аккуратно поместить судно внутри емкости и аккуратно потянуть за нити, чтобы мачта выпрямилась.
- Когда парусник примет надлежащее положение, нити обрезать. Осталось только закрыть крышкой или пробкой горлышко бутылки.
Конфетные корабли. мастер-класс
- Все паруса предварительно «выкраиваю» из бумаги. Конечно, это увеличивает время работы над кораблем, но данный момент для
- меня необходим, так как все паруса я делаю на глаз, отталкиваясь от размеров основы.
- Паруса состоят из трех прямоугольников. Начинаю «кроить» с нижнего, он по ширине совпадает с шириной корабля, каждые
- последующие уже предыдущего на 2-4 см (все зависит от масштабов корабля).
- У данного корабля нижний парус — лист формата А4, на средней мачте — чуть больше
- Для мачт я использую удлинители для удочек из стекловолокна (при необходимости их можно обрезать под нужный размер)
- Чтобы не было видно изъянов на бортах корабля, я их «одеваю» .
- С помощью обычных булавок креплю картон и вырезаю его по размерам, не забывая пометить правый и левый борт, «изнанку» и
- «лицевую»
- Примерка корабельной одежки)))
Картон для бортов корабля оклеиваю в тон полисилком или бумагой, при желании — обтягиваю сеткой.
- Как-то уже говорила, что полисилк лучше клеить на клей-карандаш, он не портит пленку и позволяет при необходимости изменить
- ее положение.
Простой способ сборки сувенира
Есть другой способ, как делают корабль в бутылке. В этом случае корабль не имеет гибкой мачты и является целостным изделием.
- Используется пластиковая бутылка, в ней аккуратно обрезают верхушку. Внутренняя часть бутылки готова к эксплуатации. Внутри без труда можно разместить любой предмет.
- На дно горизонтально уложенной бутылки с помощью горячего клея крепится подставка. Сверху ее основание также смазывается клеем. Кораблик фиксируют на нем. Внутренние стенки бутылки и пространство вокруг корабля можно украсить искусственными водорослями, фигурками рыбок, чаек, поместить русалку или морскую звезду.
- Отрезанную часть емкости нужно вернуть на место, смазав края горячим клеем. Некоторые используют скотч. Чтобы спрятать шов, можно использовать маленькие ракушки, водоросли, песок. Последним штрихом станет оригинальная пробка или сложенный лист бумаги в виде записки.
Поделка из картона
Работать с этим материалом сложнее, следует учесть несколько хитростей от бывалых мастеров:
- резать его лучше канцелярским ножиком;
- согнуть картон по намеченным линиям будет проще, если перед этим провести по ним тупой стороной лезвий ножниц;
- склеивать детали можно любым клеем – от канцелярского, ПВА до состава для клеевых пистолетов;
- картон должен быть абсолютно сухим, при попадании влаги он деформируется;
- начинать нужно с простых моделей, постепенно усложняя задачу.
Для начала можно вместе с ребенком сделать своими руками пиратский кораблик.
Перед началом работы необходимо подготовить материалы и инструменты:
- картон, ткань для паруса, веточку или длинную деревянную палочку;
- бечевку, небольшой кусочек пенопласта или пластилина, клеевой пистолет;
- линейку, карандаш и канцелярский нож.
Из картона вырезаем основные детали пиратской шхуны – борта, боковины, дно, палубу.
Склеиваем основу, приступаем к «установке» палубы и мачты.
На мачте крепим перекладины для установки паруса. Дополнительно фиксируем ее бечевкой.
Парус лучше сделать из мешковины – она хорошо держит форму. К перекладинам крепим его тоже с помощью бечевки.
Осталось установить «сходни», прорисовать фломастером иллюминаторы.
Если предполагается запускать пиратское судно в плавание, то обычный картон лучше заменить на более устойчивый к влаге материал. Основу шхуны можно сделать из упаковки для молока.
Мужчины — изобретатели корабля в бутылке
Многие увлекаются коллекционированием подобных подделок. Кто-то ждет их в качестве подарка, а кто-то понял, как засовывают корабль в бутылку, и мастерит такие модели самостоятельно. Более того, вместо парусника внутреннюю часть бутылки заполняют самолетами, автомобилями, поездами и другими элементами современной техники. В работе помогает сноровка и специальные инструменты.
Подобные сооружения с каждым годом становятся все великолепнее и сложнее. Совершенствуются способы изготовления, появляются новые модели.
Некоторые создатели поделок знают, как засовывают корабль в бутылку по частям. Они собирают его непосредственно в самой емкости при помощи длинного пинцета и магнитов. Этот способ является одним из самых сложных. Но и он под силу мастеру.
Прекрасный сувенир является превосходной идеей для подарка. Его используют для декора помещений, чтобы создать атмосферу таинственных приключений в дальние страны и романтических морских историй.
Корпус
Но, все по порядку. Начнем с корпуса. Чтобы модель выглядела эффектно и загадочно, нужно стремиться сделать корпус как можно шире. У наблюдателя не должно оставаться никаких сомнений в том, что корпус модели шире диаметра горлышка бутылки. Ради этого бывает даже полезно, немного погрешив против истины, сделать корпус шире, чем указано в чертеже. Еще лучше сразу выбрать модель с широким — «пузатым» корпусом. Естественно, такой корпус придется собирать из нескольких частей, которые лишь по отдельности смогут пройти в горлышко бутылки. Перед началом работы нужно запастись планками толщиной 2 — 2,5 мм. Лучше других подойдут для этой цели деревянные школьные линейки. Впрочем, внимательно поглядев вокруг, вы наверняка найдете множество и других подходящих предметов. Например, палочки от мороженого или шпон различных пород дерева. Склеенные вместе, планки прекрасно имитируют доски обшивки корабля. Планки нужно склеить в брикеты, предварительно определив где будет проходить линия разреза. Эта линия должна рассекать корпус на две части в горизонтальной плоскости в районе ватерлинии (рис.14). ( В вертикальной плоскости корпус будет разрезан позже.)
Рис. 14 Брикет – заготовка для корпуса будущей модели.
Выбирая линию разреза, нужно стремиться провести ее так, чтобы на готовой модели она была малозаметна. Хорошо, если линию удается точно совместить с ватерлинией, а еще лучше, если она прикрыта бархоутом.
Определив толщину верхней и нижней частей корпуса модели и приготовив соответствующее количество планок, приступают к склейке брикетов. Это очень важная часть работы. От того, насколько аккуратно вы ее выполните, зависит будет или нет заметно место сочленения частей корпуса.
Планки, предназначенные для нижней и верхней частей корпуса смазывают клеем и собирают в брикеты по отдельности. На этом этапе у вас должны получиться две заготовки приблизительно соответствующие по толщине нижней и верхней частям корпуса. Не дав клею засохнуть, нижнюю и верхнюю заготовки складывают вместе и зажимают струбциной. Важно, чтобы они не склеились между собой. Поэтому, нужно внимательно следить, чтобы клей не попал в места соединения частей. Заготовка должна быть хорошо высушена. Лишь после этого можно снять нагрузку. Плохо просушенный корпус (особенно, если он собран из шпона) может начать коробиться в самый неподходящий момент и испортить всю работу.
Если все сделано правильно, то после того, как будут сняты струбцины, вы получите две половинки — заготовки корпуса идеально прилегающие друг к другу. Еще раз подчеркнем, что плотное прилегание двух частей корпуса очень важно. Оно позволяет сделать место соединения почти незаметным.
В процессе работы, корпус модели следует тщательно оберегать от неравномерного нагрева: на солнце, от батареи отопления, печи и т.п. Иначе корпус может покоробиться и появится некрасивая щель, которую будет очень трудно скрыть.
Итак, две — верхняя и нижняя части корпуса готовы. Но… эти части все равно не проходят в горлышко бутылки даже по отдельности. Необходимо разрезать заготовку еще и вдоль вертикальной плоскости. Однако не спешите делать это. Прежде следует пояснить как все четыре части будут скреплены между собой.
Для того, чтобы части корпуса корабля не разваливались, необходимо скрепить их так, чтобы нижняя часть держала верхнюю, правая — левую и т. д. Схема такого крепления изображена на рисунках. Суть его в том, что нижняя левая часть корпуса держит верхнюю правую, а нижняя правая — верхнюю левую. Кроме этого, для большей прочности, верхние и нижние части также скреплены между собой. Такое, на первый взгляд, сложное соединение надежно удерживает детали корпуса, позволяя спокойно обрабатывать его. Части фиксируются с помощью маленьких штырьков. Штырьки лучше делать металлическими, это избавит от сюрпризов, которые могут возникнуть из-за набухания деревянных штырьков после попадания на них клея. Забегая вперед отметим, что помимо набухания, существует и другая опасность. Некоторые виды клея дают толстый клеевой шов, который может привести к появлению заметной щели между частями корпуса. Это нужно иметь ввиду, выбирая клей для склеивания корпуса. Хорошо подходит эпоксидный клей жидкой консистенции.
Можно рекомендовать следующую последовательность изготовления корпуса модели:
1. На нижней части заготовки размечают контур корабля в соответствии с чертежом. После этого вырезают пазы под вкладыши (рис.15).
Pict. 15.
2. Нижнюю часть разрезают вдоль оси (рис. 16).
Pict. 16.
3. Приклеивают вкладыши. В них сверлят отверстия под основные штыри (рис.17).
Pict. 17.
4. В верхней части заготовки, не разрезая ее, сверлят сквозные отверстия под дополнительные штыри (скрепляющие верхнюю и нижнюю части). Соединяют части и, используя одно из этих отверстий в качестве направляющего, в нижней части заготовки сверлят отверстие для установки соответствующего дополнительного штырька (рис.18).
Pict. 18.
5. С одной стороны вставляют дополнительный штырек, соединяют части вместе и, перевернув, размечают отверстия под основные штыри (рис.19).
Pict. 19.
6. Вставив с одной стороны основные штыри, повторяют вышеперечисленные операции с другой половиной заготовки.
7. После черновой обработки корпуса, верхнюю часть также разрезают вдоль оси.
Последовательность работы может быть и иная, но обрабатывать корпус модели лучше не разрезая верхнюю часть. Это придаст заготовке дополнительную жесткость и облегчит работу. В процессе работы, вы наверняка обратите внимание на еще одно достоинство корпуса из тонких дощечек. Помимо имитации обшивки корабля и точного совпадения частей, очень удобно осуществлять разметку — корпус точно разлинован, что существенно облегчает работу.
Старинные парусники XV — XVII веков имели высокие, богато украшенные надстройки. Поэтому, корпуса таких моделей целесообразно выполнять не из четырех, а из пяти — шести частей. Отдельно ставятся не только нижняя и верхняя части, но и элементы носовой и кормовой надстроек. Полезно сделать съемными часть бака, вместе с гальюном и бушпритом и часть кормовой надстройки. При этом, весь такелаж бушприта будет составлять единое целое. Места разрезов лучше выбирать там, где на модели проходят бархоуты. В этом случае, наклеенный на место стыка, бархоут полностью скроет разрез (рис.20). Скрыть разрез, проходящий по палубе и рассекающий корабль в вертикальной плоскости, сложнее. Справиться с этой проблемой можно, аккуратно настилая палубу стык–встык дощечками из шпона светлых пород дерева.
Рис. 20 . Полезно сделать съемными часть бака, вместе с гальюном и бушпритом и часть кормовой надстройки.
Конструкция многих кораблей, имеющих открытую верхнюю палубу, позволяет сделать съемной всю среднюю внутреннюю часть корпуса вместе с палубой, бушпритом и транцем . Это очень удобно, поскольку, кормовая часть, вместе с окошками и украшениями, остается не разрезанной. Упрощается и оснастка бушприта. Считайте, что нам повезло: на парусных кораблях многие детали расположены именно по осевой линии (это различные люки, битенги, тамбуры, шпили и многое другое). Благодаря такой особенности, многие элементы оказываются на съемной средней части модели.
Если сделать съемной среднюю часть корпуса корабля из-за конструктивных особенностей не удается, всю верхнюю часть корпуса придется разрезать вдоль. Этот разрез пройдет именно через элементы конструкции, расположенные вдоль осевой линии корабля. Ну что же, это не так плохо. Скорее наоборот. Разрезать эти детали вместе с корпусом не следует. Их можно оставить целыми, но приклеить лишь к одной части корпуса, смазывая клеем только половину детали. Таким образом получится, что все дополнительные детали корабля – люки, шпили, тамбуры, прикреплены лишь к одной половине верхней части корпуса модели. Вместе с ней они легко снимаются и ставятся вновь. В сборе все эти детали частично закроют собой линию разреза и на готовой модели она будет менее заметна.
Итак, корпус модели готов. Внешне он ничем не отличается от корпуса обычной настольной модели. Разница лишь в том, что наш корпус легко и быстро разбирается на части. Теперь обратимся к рангоуту, такелажу и парусам. Прежде чем приступить к дальнейшей работе, необходимо внимательно изучить чертеж рангоута и тщательно продумать схему проводки такелажа.
сточникКораблик из пластилина
Этот вариант — для «ленивых», так как на его создание потребуется не больше 5-ти минут. Просто сделайте из пластилина тонкую «корзиночку» (если она будет тяжелой, может утонуть), аккуратно засуньте в нее зубочистку, не пробивая пластилин до дна, и наденьте бумажный парус.
Источник: housingaforest.com
Дети могут соревноваться, чей кораблик приплывет быстрее, просто подув на него, ускоряя ход игрушки.
Источник: housingaforest.com
Лодка в технике оригами
Для изготовления лодки из бумаги потребуется лист плотной бумаги квадратной формы.
Процесс работы:
- Согнуть лист бумаги горизонтально пополам. В каждом полученном прямоугольнике выделить центральную линию перегиба.
- Верхние несоединённые углы прямоугольников подогнуть к разделительным сгибам. Прямоугольные треугольники при этом должны оказаться с внешних сторон.
- Нижние углы прямоугольников сгибаются вместе в одном направлении к центральному сгибу. Теперь получается фигура из 2-х слоёв, в центре которой находится прямоугольник, где боковые стороны являются основаниями 2-х треугольников.
- Далее верхняя часть первого слоя фигуры сгибается по отмеченному горизонтальному сгибу движением «на себя». Верхняя часть второго слоя сгибается движением «от себя». После выполненных действий должна получиться перевёрнутая трапеция.
- Расправить заготовку с внутренней стороны. Сложить углы внутрь, направляя их вдоль горизонтальной разделительной линии.
- Развести углы в разные стороны, раскрыть лодку, дно разровнять.
Изготовление комбинированного кораблика
После обзора моделей из картона, пробки, спичечного коробка и пенопласта стоит задуматься о комбинировании соответствующих материалов:
- Пробка – подходит для округлых форм, которые присущи пушкам;
- Пенопласт – актуален для вырезания бортовой части;
- Спичечные коробки – хорошо имитируют салон экипажа;
- Картон – пригоден для создания сложных фигур вроде моряков.
Соответствующее комбинирование служит прекрасной заменой дорогостоящему конструктору.
Создав корабль из подручных средств, ребенок нескоро будет спрашивать, как сделать корабль из лего, чтобы он напоминал боевой.
Во всяком случае, магазинная конструкция плохо стоит на воде, чего нельзя сказать про тематический аналог.
Материалы
Для изготовления парусника, корабля или лодки необходимо подготовить бумагу. Подойдет любая ее разновидность. Раньше кораблики сооружали из газетной бумаги. Существенным недостатком игрушек из газет была их непрочность. Газетная бумага слишком быстро промокает, лодочки сначала теряют свой изначальный внешний вид, а затем превращаются в бесформенный кусок бумаги.
В настоящий момент от использования газетной бумаги для создания объемных игрушек можно отказаться, поскольку существуют альтернативные варианты материала, обладающие прочностью и влагостойкостью.
Помимо плотного картона рекомендуется подготовить:
- цветной картон;
- гофро-бумагу;
- цветную бумагу;
- декоративные элементы (рисунки, орнаменты, флажки, фигурки моряков, прочее).
Некоторые родители прибегают к хитрости — используют обыкновенную бумагу при создании бумажных лодочек, а готовую игрушку окунают в расплавленный воск или парафин. Благодаря такой хитрости игрушка становится водонепроницаемой.
В качестве инструментов потребуются ножницы, клей, кисточка для клея, цветные карандаши, фломастеры или акварельные краски.